03.04.2023
Материал опубликован в мартовском номере журнала Никиты Михалкова «Свой».
ИЗЫСКАННЫЙ ЖИРАФ
Девятнадцатилетним он с большой золотой медалью окончил Московскую консерваторию и как пианист, и как композитор. К тому времени публика уже признала его гением, этаким русским, погруженным в круговерть ХХ века Моцартом.
С огромным успехом Рахманинов выступал и как дирижер. Он первым в России стал выступать спиной к публике. Изящный, высокий, почти двухметровый, с торжественными и порывистыми движениями длинных рук, маэстро выглядел на сцене, как гумилевский «изысканный жираф». В искусстве не бывает путей, устланных лишь розами и лаврами. Первый концерт для фортепиано с оркестром, на который композитор возлагал большие надежды, провалился, показался публике чересчур «экспериментальным». Впоследствии Сергей Васильевич не раз возвращался к этому произведению, переделывал его. Еще более мучительной стала для молодого автора неудача дебюта Первой симфонии. За что ее только не бранили...
Недовольство собой, сомнения в достоинствах сочиненной им музыки Рахманинова не покидали. Однажды он признался: «Бывают моменты, когда мне кажется, что следовало бы быть только композитором, иногда я думаю, что я только пианист. Теперь, когда прожита большая часть жизни, меня постоянно мучает мысль, что, разбрасываясь по разным областям, я не нашел своего подлинного призвания».
МИСТЕР ДО-ДИЕЗ МИНОР
Кумиром публики в России он все же стал. Талантливых, всеми уважаемых композиторов в годы его творчества было несколько, но самым любимым из поколения Серебряного века оказался у наших меломанов именно Рахманинов.
Среди незабываемых творческих побед — каватина Алеко из одноименной оперы, драматичный, нервный пересказ с кульминацией, оказавшейся достойной пушкинской поэзии. «Земфира не верна!» — кажется, что Евгений Нестеренко пел это совсем недавно... Рахманинов написал произведение в 19 лет, и сам Чайковский в то время относился к нему, как к равному.
Мировую славу ему принесла сочиненная в 20-летнем возрасте прелюдия до-диез минор — монументальная, взволнованная, ставшая новым словом в мировой музыке. Стиль автора, его характер выразились в этом опусе сполна.
«Прелюдия явилась с такой силой, что я не мог от нее отделаться, несмотря на все мои усилия. Это должно было случиться и случилось. Я также помню, что получил только 40 рублей за нее. Пьеса была напечатана большим тиражом и распродана во всем мире, но я больше никогда не получал за нее никакого вознаграждения. Однако признание, которое принесла мне пьеса, было для меня очень важно», — вспоминал композитор.
Не менее хороша трагическая и светлая прелюдия № 5 соль минор. Много лет спустя Сергею Васильевичу будет не по себе оттого, что за рубежом его станут считать автором лишь этих двух коротких, хотя и чрезвычайно эффектных композиций, что прилипнет к нему прозвище «мистер До-диез минор»... Как истинный джентльмен, он приучит себя скрывать эмоции.
Его чудный распев с колокольным звоном (в симфонической поэме «Колокола»), духовная мощь его церковной музыки — это настолько русское, корневое, что выраженные композитором мысли и чувства захватывают наших ценителей классической музыки раз и навсегда. В 1912 году он опубликовал 34-й опус из цикла «Четырнадцати песен» с посвящением певице Антонине Неждановой. С тех пор прозвучало немало блестящих исполнений самого известного из русских вокализов. Его пели почти все знаменитые сопрано, выдающиеся теноры, в том числе Иван Козловский. У этой «песни без слов» есть прекрасные переложения для оркестра и фортепиано.
Музыку трудно объяснить словами, рахманиновский вокализ, наверное, уместно сопоставить с бередящим душу русским пейзажем, искусством Левитана и Саврасова, стихами Блока и Есенина. Есть там и тревожное предчувствие скорой, неотвратимой войны — той, что разрушит привычный, бесконечно дорогой для автора мир.
Через два десятилетия, в 1934-м, Рахманинов сочинил очень популярную по сей день рапсодию на темы Паганини. Она сопровождает нашу жизнь не только на концертах серьезной музыки, но и, к примеру, на спортивных состязаниях. Ее яркий, образный язык особенно полюбился фигуристам и гимнастам.
Однако самым узнаваемым произведением Сергея Васильевича был, есть и будет написанный им еще в России Второй концерт для фортепиано с оркестром. Удивительные ритмы в сочетании с изысканной мелодичностью, однажды услышав, забыть невозможно. Если кто-то и сумел воплотить в музыке пушкинский идеал «светлой печали», то это Рахманинов.
«ТЕПЕРЬ БЫ ПОБЕЖАЛ, ДА НЕКУДА»
В рождественские дни 1900 года он вместе с другом Шаляпиным впервые появился в московском доме Льва Толстого в Хамовниках. У молодого композитора дрожали колени. Визитер покраснел, в глазах появились слезы небывалого волнения. Казалось, вердикт великого писателя мог решить его судьбу. Известный на всю Россию певец спел песню Рахманинова «Судьба», после чего автор сел к роялю и, по-прежнему сильно смущаясь, исполнил несколько своих и чужих произведений. Собравшиеся были восхищены его техникой и душевным настроем, грянули восторженные аплодисменты. Вдруг, словно по команде, все замерли и повернули головы в сторону Толстого, который выглядел усталым и мрачным. Граф не аплодировал, поглядывал на гостей с укоризной. Потом все пили чай. И тут пребывавший в скверном настроении хозяин улучил момент, чтобы незаметно подойти к музыканту и выпалить у него над ухом громким шепотом:
— Я все-таки должен вам сказать правду. Знали бы вы, как мне все это давно не нравится! Бетховен (его вещи тоже играл в тот вечер Рахманинов) — это вздор! Даже Пушкин, Лермонтов — тоже!
Стоявшая рядом Софья Андреевна дотронулась до плеча пианиста и тихо сказала:
— Не обращайте внимания, пожалуйста. И не противоречьте, Левочка не должен волноваться, это ему очень вредно.
Через какое-то время Толстой снова подошел к Рахманинову:
— Извините меня, пожалуйста, я старик. Я не хотел обидеть вас. Правда не в этом.
— Как я могу обижаться за себя, если не обиделся за Бетховена?
Вспоминая много лет спустя эту историю, великий композитор непременно добавлял: после того случая он просто боялся встречаться с Львом Николаевичем. И завершал рассказ с ностальгической грустью: «А теперь бы побежал, да некуда». Полученный урок Рахманинов запомнил на всю жизнь: оказывается, гений не обязан всегда и во всем быть правым...
Россию Сергей Васильевич покинул в 1918 году. Думал, что едет ненадолго на гастроли, оказалось — навсегда. Как пианиста и дирижера его носили на руках, но некоторые созданные им творения очень долго оставались непонятыми и совершенно потерялись в тени творческих метаний Стравинского, Прокофьева, Шостаковича...
Музыка Рахманинова в какой-то момент стала казаться старомодной. Он действительно рано постарел на своих заграничных гастролях. Но под шерстяным скромно-элегантным пиджаком, как и прежде, взволнованно билось пылкое сердце. Именитый музыкант тосковал по Родине, чаще всего — по Ивановке (усадьбе в Тамбовской губернии), с которой навеки сроднился, где поля на горизонте сливаются с небом, а очертания колокольни в хорошую погоду видны за пять, а то и десять верст. Разве такое забудешь?
Да, в отрыве от России ему не писалось, а березы, которые Сергей Васильевич сажал под окнами своего американского дома, отчего-то не приживались. Выдающийся пианист и дирижер прожил на чужбине в лучах славы и в достатке 25 лет, создав за это время лишь шесть опусов, правда, первоклассных. Рахманинов не раз говорил: «Лишившись Родины, я потерял самого себя». Его музыка все так же перекликалась в душе с воспоминаниями о перелесках и холмах Новгородчины.
Он демонстративно пренебрегал известностью, одевался неброско, без богемного шика, избегал публичных скандалов. В редких интервью был сдержан и раздумчив, частенько повторял: мол, в нем восемьдесят пять процентов музыканта. И никто не мог понять, шутил маэстро или был серьезен.
— А на что приходятся остальные пятнадцать? — спрашивали самые смелые интервьюеры.
— Ну, видите ли, я еще немножко и человек... — отвечал Рахманинов
Тоскуя об утраченной России, помогал соотечественникам, как никто другой. «Он любил делать людям добро, но старался делать его по возможности тайно», — отмечал музыкальный критик Александр Оссовский. Среди тех, кого композитор, совершенно не афишируя, выручил словом и делом, — выдающийся авиаконструктор Игорь Сикорский.
В первые дни Великой Отечественной Сергей Васильевич явился в советское посольство, чтобы поддержать Родину чем мог. Выступил с гастрольным туром, отдавая все заработанное в фонд Красной армии. Рахманинов хотел вернуться и скорее всего нашел бы возможность приехать в Москву, в Ивановку, но... Помешала болезнь — краткосрочная и смертельная, унесшая его вскоре после Сталинградской победы. Мэтра похоронили в запаянном гробу, дабы когда-нибудь его можно было перевезти в Россию: друзья знали, что он мечтал найти вечное упокоение в любимой новгородской земле.
Притом что вклад Сергея Рахманинова в мировую культуру огромен, музыку этого композитора любят здесь, как нигде на планете. Ведь, когда мы задумчиво вглядываемся в синее русское небо, в душах многих из нас звучит его неповторимый вокализ.