22.02.2023
Маэстро Башмет сразу задумал свой старейший сочинский фестиваль — а всего их у Юрия Абрамовича 15 в разных городах, включая Москву, — как открытую площадку, где встречается искусство, разнообразное и по форме и по содержанию. Опера, балет и драматический театр, камерная и симфоническая музыка, джаз, фолк и рок, хоровое и хореографическое искусство, фотовыставки и инсталляции, композиторский и поэтический конкурсы, образовательные проекты для певцов, инструменталистов, хоровиков, народников, журналистов, пишущих о музыке, поэтов, художников — чего тут только нет!
XVI фестиваль столь же насыщен и разнообразен, как и предыдущие. И по-прежнему международен. Географические акценты ожидаемо сместились, но палитра представительная: ведь мир не ограничивается пресловутыми «странами Запада», хотя приехали гости и оттуда.
Мероприятий в рамках форума очень много, иногда они даже наслаиваются — аккредитованным журналистам приходится не сладко не только от постоянных миграций от площадки к площадке под нещадным проливным субтропическим дождем, но и из-за необходимости делать выбор между равнозначно интересными событиями. Рассказать обо всем решительно невозможно: постараемся выделить доминанты первых дней праздника искусств, который стартовал 16 февраля продлится до конца месяца.
В фойе основной площадки фестиваля — роскошного Зимнего театра, памятника сталинского ампира, — развернуто несколько выставок. Главная посвящена юбилею самого маэстро Башмета — с десятков самых разных фотографий на вас смотрит то задорно улыбающийся мальчуган, то вдохновенный молодой музыкант в момент наивысшего творческого напряжения, то мудрый профессор в летах.
Еще одна выставка — военная. Фестиваль откликается на юбилеи этого года — 80-летие прорыва блокады Ленинграда и 80-летие Сталинградской битвы: образы тех лет запечатлены и в фотодокументах, и в современных арт-объектах — инсталляциях активно творящих художников. «Писатели в огне. Дорога к миру»: творчество Даля, Лермонтова, Льва Толстого, Фета, Зощенко, Булгакова, Гранина, Симонова, Васильева, Окуджавы — свидетелей и летописцев разных войн в русской истории — их письма, дневниковые записи, военные впечатления и воспоминания, отрывки сочинений стали отправными точками в осмыслении феномена, казалось бы, противоестественной (ведь музы молчат, когда говорят пушки!) пары «искусство — война», давшей, однако, миру немало шедевров.
Выставка предваряет сочинскую премьеру (в Волгограде и Москве спектакль уже видели): синтетическое действо по роману Константина Симонова «Живые и мертвые. Солдатами не рождаются». Известная актриса Полина Агуреева, уроженка Волгограда, выступила в роли режиссера, попытавшись объединить драматический театр и строгий филармонический формат. Она позвала профессионалов высокого класса как со стороны театральной (включая звезд — таких как Николай Чиндяйкин, Юрий Беляев, Алексей Вертков), так и музыкальной — белорусского композитора Валерия Воронова, чью фоновую музыку к спектаклю живьем играет камерный ансамбль «Солисты Москвы» под палочку самого Башмета. Острота темы и проникновенность глубокой и искренней симоновской прозы делают работу беспроигрышной, хотя, конечно, неправильно было бы недооценивать роль выразительной актерской игры и силу синтеза музыки и слова. Одна из героических страниц советской эпохи — великая и страшная битва на Волге — встала в памятный вечер в полный рост перед сочинской публикой и гостями фестиваля.
Еще одна доминанта фестиваля — празднуемое в феврале 150-летие со дня рождения Федора Шаляпина. Этому событию посвятил сольный концерт всемирно известный российский бас, полноправный наследник шаляпинской традиции Ильдар Абдразаков. Он пел «шаляпинские» арии из русских и западных опер, романсы классиков и народные песни. Объемный, богатый и проникновенный голос артиста сумел наделить смыслами и эмоциями столь разные сочинения — героические и комические, меланхолические и игриво-развлекательные, сложные по форме и певческим задачам и совсем незатейливые. Широчайшая палитра выразительных средств современного «баса номер один» мировой оперной сцены искренне восхищает и являет собой достойный оммаж шаляпинскому гению. Изюминкой концерта стали песни с хором (солисту «подпевал» Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьева). Прозвучало то, что сегодня крайне редко услышишь с эстрады: грозная «Дубинушка», надрывная «Эй, ухнем», задушевная «Степь да степь кругом». Превалировали популярные вещи, но ни разу не возникло ощущение попсовой невзыскательности: из самых запетых сочинений Абдразаков делал тонкое и многомерное высказывание, и заезженный репертуар звучал свежо и притягательно. Ноту разочарования в столь впечатляющий концерт внесли недостаточно качественно выстроенная подзвучка и некоторые несовершенства оркестрового сопровождения (оркестр «Новая Россия», ведомый молодым дирижером Алексеем Рубиным).
Экзотических красок в программу первых дней фестиваля внесла кубинская джазовая певица Зуле Герра. Ее программа Blues de Habana — тонкий синтез кубинского и бразильского городского фольклора с классическими традициями американского джаза. Ее голос — поистине неограниченный ресурс, она уходит от классических форм джаза (опираясь на них), виртуозно играет с оттенками и мелодической линией каждой песни, создавая свой особый жанр. Свое выступление Герра посвятила женщине в мире джаза, отдав тем самым дань уважения четырем фигурам — Марте Валдес, Елене Берк, Эллис Режине и Билли Холидей, — повлиявшим на ее исполнительский стиль и творческие поиски.
В Зале камерной и органной музыки имени Алисы Дебольской Сочинской филармонии тем временем проходили события малых форматов. Их также было много, но особо стоит выделить два марафона — бетховенский и органный. На первом, проводимом уже в пятый раз, молодые солисты Петербургского дома музыки устраивают настоящий парад камерных сочинений венского классика. Звучат сочинения музыкального титана для самых разных составов ансамблей, но, конечно, первенство принадлежит роялю — инструменту, который Бетховен первым вывел в короли концертной эстрады. Из всех участников особенно запомнилась игра пианиста Александра Кашпурина — в его интерпретации 15-я Пасторальная соната продемонстрировала в полной мере стройность формы и значительность эмоционального посыла.
Не менее интересен и праздник органа. Звучали как опусы, написанные специально для этого царственного инструмента-оркестра, так и разнообразные переложения и обработки — в этом немалая заслуга интерпретаторов, среди которых особенно стоит выделить двух дам — японку Хироко Иноуэ и латвийку Елену Привалову, порадовавших и блестящей технической вооруженностью своей игры, и выразительностью.
Фотографии предоставлены пресс-службой Русского концертного агентства