Аббадо и друзья

Евгения КРИВИЦКАЯ

15.09.2012

19 сентября в Концертном зале имени Чайковского ожидается трижды сенсационный концерт.

Впервые в Москве выступит симфонический оркестр Люцернского фестиваля — уникальный коллектив, собирающийся лишь раз в год, летом, и объединяющий выдающихся солистов. Только здесь можно увидеть, как Наталия Гутман или Йенс Петер Майнц сидят в качестве концертмейстеров группы виолончелей, как растворяется в симфонической массе Лейпцигский струнный квартет.

Этот оркестр звезд приедет вместе со своим нынешним руководителем Клаудио Аббадо — итальянским дирижером, чье имя всегда произносится с придыханием. С Аббадо связаны блестящие страницы истории Ла Скала, Венской оперы, он был главным дирижером Венского филармонического и Лондонского симфонического оркестров. С 1989 по 2002 год Аббадо являлся художественным руководителем и пятым по счету главным дирижером Берлинского филармонического оркестра, а с 1994 года он — художественный руководитель Зальцбургского Пасхального фестиваля. Но, пожалуй, самое важное, что регалиям в полной мере соответствуют художественные достижения маэстро — выдающегося интерпретатора симфоний Малера, опер Верди и самой разной музыки, включая русскую классику. В историю XX века вошла постановка «Бориса Годунова» в лондонском Ковент-Гарден, где встретились Андрей Тарковский и Клаудио Аббадо.

В турне симфонического оркестра Люцернского фестиваля, захватывающего также Гамбург и Вену, принимает участие известная португальская пианистка Мария Жоао Пиреш. Эта артистка очаровывает поэтичностью и содержательностью трактовок, а ее кредо — «Бытие на сцене — это следствие работы всей жизни» — несомненно, вызывает симпатию. Ее творческие контакты с Аббадо насчитывают около четверти века: в 1987 году вместе с Молодежным оркестром Густава Малера и великим Клаудио она давала концерты в Гамбурге, Париже и Амстердаме. В 1990 году дебютировала по его приглашению на Пасхальном фестивале в Зальцбурге с Венским Филармоническим оркестром. Последние десять лет пианистка уделяет внимание в основном камерной музыке, много записывается, будучи эксклюзивной артисткой «Дойче Граммофон». Публичные сольные выступления — редкость, что делает каждый ее концерт событием в мире музыки. В программе звезд — Концерт №17 для фортепиано с оркестром Моцарта и мистическая «неоконченная» Девятая симфония Брукнера.