23.03.2013
Для начала немного статистических данных. Восьмой студийный лонгплей британских рок-интеллектуалов был записан в знаменитой лондонской студии Abbey Road в период с июня 1972 по январь 1973 года. На сегодняшний день его общий тираж превышает 40 миллионов экземпляров. «Обратная сторона Луны» входит в первую десятку самых продаваемых пластинок в истории звукозаписи Великобритании, а в США поныне прочно удерживает рекорд по количеству пребывания в национальном хит-параде альбомов Billboard Top 200 — 741 неделя (причем на протяжении пятнадцати лет, с 1973-го по 1988 год диск этого списка вообще не покидал). «The Dark Side Of The Moon» является лауреатом премии «Грэмми» в номинации «За лучшую технику записи альбома». Словом, этот флойдовский шедевр получил все лавры, которые только возможно снискать.
Так в чем же заключается шедевральность этой записи? Ответ не столь очевиден, как может показаться на первый взгляд. Диск не потрясает виртуозностью игры, хотя Дэйв Гилмор и Рик Райт, несомненно, выдающиеся инструменталисты. Не поражает вокальным многообразием: в этом отношении самым интересным является импровизационный вокализ «The Great Gig In The Sky», исполненный даже не кем-то из штатных участников группы, а приглашенной певицей Клэр Торри. Да и не сказать, что пластинка под завязку набита суперхитами: их, по большому счету, лишь два — программные опусы с лаконичными названиями «Time» и «Money».
Но прелесть и непреходящее значение альбома состоят в том, что он по прошествии сорока лет продолжает производить целостное и гармоничное впечатление. Это очень полифоничная запись, одна из первых в истории популярной культуры, сумевшая максимально приблизить рок-музыку к большому искусству. И если говорить о рок-пластинках, после выхода которых мир музыки уже не мог оставаться прежним, то «The Dark Side Of The Moon» займет в этом условном списке одно из первых мест.
Угрюмые патлатые мужи, ведомые Аланом Парсонсом, создали произведение, которое фактически установило новые стандарты для безукоризненного воспроизведения звука. По сей день альбом является своеобразным эталоном — и когда прожженные меломаны убежденно рассказывают о некой особенной глубине и мягкости винилового саунда, они прежде всего имеют в виду волшебный звук, продемонстрированный на «Обратной стороне Луны». В любом руководстве по звукорежиссуре пластинка Pink Floyd 1973 года неизменно присутствует в качестве примера того, какой в принципе должна быть идеальная аудиозапись.
Еще одним немаловажным моментом, сыгравшим ключевую роль в славной судьбе пластинки, является ее структурная и лирическая целостность. «The Dark Side Of The Moon» — едва ли не главный концептуальный альбом в истории. Сама по себе идея записывать пластинки, пронизанные какой-нибудь сквозной сюжетной линией, к 1973 году была уже не нова. До Pink Floyd этот путь был проторен The Beatles, The Who, Дэвидом Боуи и другими выдающимися коллективами и исполнителями. Но отличие работы великих британских арт-рокеров в том, что высказанная ими мысль оказалась весьма своевременной. Поэтический талант Роджера Уотерса воззвал к вечным проблемам: развращающей роли материальных ценностей, упущенному времени, утраченным возможностям, тяжелому психологическому гнету современного социума, ведущему, в конечном итоге, к безумию. Подобные темы никогда не перестают волновать людей, а потому нет ничего удивительного в том, что «The Dark Side Of The Moon» продолжают активно покупать по сей день.