Хор немецкого

Денис БОЧАРОВ

15.03.2013

15 марта на сцене «Крокус Сити Холла» в рамках мирового турне The Epic Chants Tour выступит немецкий коллектив Gregorian.

Этот ведомый продюсером и основателем Фрэнком Петерсоном проект лишний раз подтверждает две истины, укоренившиеся в мире популярной культуры едва ли не с момента ее возникновения. Первый постулат звучит примерно так: продать можно все, что угодно. А второй: любое разграничение поп-музыки на жанры и стили, по большому счету, бессмысленно.

Фрэнк Петерсон является одним из авторов идеи привнесения грегорианских распевов в популярную музыку. Еще в 1990 году он вместе с Мишелем Крету участвовал в записи дебютного альбома проекта Enigma «MCMXC a.D». Пластинка имела бешеный успех, однако все лавры тогда достались Крету и его супруге Сандре, весьма известной на тот момент в Европе и России поп-певице, принимавшей участие в записи диска.

Однако Петерсон особо переживать не стал и, расставшись с коллегой, на какое-то время сосредоточился на продюсерской деятельности: среди его клиентов были такие именитые певицы, как Сара Брайтман и Офра Хаза. Ушлый немец правильно рассудил: после фурора, выпавшего на долю дебютника Enigma, проекты-клоны должны были посыпаться на слушателя, как из ведра. Участвовать в этой конкурентной гонке Фрэнк счел для себя неразумным. Так оно и произошло — большинство подобных проектов, весьма быстро приевшись слушателям, благополучно канули в лету.

Петерсон выжидал до конца 90-х, когда тема грегорианских хоралов в восприятии меломанской аудитории уже становилась тем самым новым, которое хорошо забытое старое. И вот тут-то сметливый продюсер решил выстрелить с былой идеей, только уже дополненной и обновленной.

В 2000 году выходит первый альбом проекта Gregorian, названный «Masters Of Chant», представлявший собой подборку знаменитых песен из сокровищницы поп-и рок-музыки, исполненных стилизованным под грегорианские распевы хором. Несмотря на тонкое коммерческое чутье и умение улавливать настроения публики, Фрэнк шел на большой риск: предсказать реакцию аудитории на подобное прочтение популярных хитов было крайне сложно. Однако Петерсон сорвал банк. За время своего существования проект Gregorian выпустил полтора десятка альбомов, разошедшихся тиражом более пяти миллионов экземпляров.

И здесь имеет смысл вспомнить о втором тезисе, с блеском доказанным этим музыкальным коллективом, состоящим из ряженых монахов, — насчет того, что всерьез делить музыку на сотни жанров, запутывая публику, не стоит. В аранжировках проекта все настолько унифицировано, что слушатель не сразу вспоминает авторов первоисточника. У Gregorian песни акустического дуэта Simon  Garfunkel соседствуют с опусами трэш-метал-команды Metallica, произведения индастриал-коллектива Nine Inch Nails легко уживаются с карамельными поп-сладостями Робби Уильямса, а классике Led Zeppelin ничто не мешает сожительствовать с композициями синти-поп-королей Depeche Mode. 

Казалось бы, где эклектика, там и безвкусица. Но только не в случае с Gregorian: в этом проекте все сделано на высочайшем профессиональном уровне — от безукоризненного вокального исполнения до впечатляющего (пусть и минималистичного) сценического действа. А единообразие прочтения произведений абсолютно, казалось бы, несовместимых авторов только примиряет между собой слушателей-антагонистов, привыкших убежденно «рубиться» за какой-то определенный стиль.