23.02.2013
Пока руководители и строители разбираются, кто прав, кто виноват в нарушениях сроков сдачи олимпийских объектов, музыканты, не нарушая графика, открыли традиционный фестиваль гала-концертом в Зимнем театре в Сочи.
Сюрпризов в этом году — море. Например, искрометная оперетта «Летучая мышь» Штрауса в фантастическом исполнении команды из Вены. Дирижер Йоханес Вильднер, встав за пульт оркестра «Новая Россия», одним взмахом палочки превратил наших музыкантов в заправских опереточных виртуозов. Подбор солистов из австрийских театров вышел попаданием «в десятку». Такого обаяния и артистизма, увы, не хватает недавним постановкам оперетт в Москве. Даже когда у Петера Эдельманна, исполнявшего роль Айзенштайна, явно не получались верхние ноты, он непринужденно компенсировал вокальные оплошности блестящей актерской игрой. Открытием постановки стал князь Орловский: партия написана для меццо-сопрано, но женщины обычно нелепо смотрятся в мужских фраках. Однако в роли князя вышел Томас Лихтенекер — на редкость голосистый контратенор. Во время знаменитых куплетов он вовсю флиртовал с хористками из Капеллы имени Юрлова, устроив настоящий импровизированный маскарад.
Любители джаза получили царский подарок в виде концерта легендарного кубинского пианиста Чучо Вальдеса, обладателя трех «Грэмми». Вместе с Чучо приехали контрабасист и два ударника. Забойные соло последних портила подзвучка, зато получился яркий контраст сдержанной манере Чучо, в чьих импровизациях причудливо смешивались кубинский фольклор и темы из Шопена, образуя пряный звуковой коктейль.
В рамках фестиваля устроили мастер-классы выдающихся музыкантов — с молодежью встретились Юрий Башмет и легендарный ирландский флейтист сэр Джеймс Гэлвей. Дмитрий Вдовин, возглавляющий Молодежную программу Большого театра, занимался с сочинскими певцами. «Дайте волю своей фантазии, — советовал им педагог. — Самое страшное — монотонность. Пение — это и немножко математика, надо рассчитывать, как увлечь слушателя…»
Спустя сутки гармонию поверял алгеброй экс-чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, приехавший на сеанс одновременной игры с местными юными шахматистами. Право открыть матч предоставили Юрию Башмету.
Фестиваль искусств не смог обойтись без театральной составляющей. Малый драматический театр Льва Додина привез «Дядю Ваню». Поклонники балета смогли насладиться искусством западных звезд: солисты труппы Гранд-Опера станцевали фрагменты из балетов Чайковского, а дуэт Юргита Дронина — Исаак Эрнандес из Национального балета Нидерландов — па-де-де из «Коппелии» Делиба.
Юрий Башмет и его сподвижники спланировали акции фестиваля в тесном контакте с оргкомитетом Культурной олимпиады «Сочи-2014». В рамках Года музеев в программу феста включены сразу несколько совместных выставочных проектов. Зимний театр — основная концертная площадка — на время превратилась в Экспоцентр. На входе публику встречала ежегодная экспозиция искусства видео-арта «Эхо-Эко», в фойе партера развернулась фотовыставка к 60-летию Башмета. В Художественном музее Сочи разместили коллекцию «Шемякин. Высоцкий. Две судьбы». На стенах рядом с графическими рисунками к песням «Гербарий» и «Мои похороны» соседствуют листочки с каллиграфически переписанными текстами песен. Особый интерес вызвали фото Высоцкого, заглядывавшего в парижское ателье к своему другу Шемякину, и эскизы художника к «Чреву Парижа» Золя.
На торжественном открытии выставки в честь столетия Музея музыкальной культуры имени Глинки его генеральный директор Михаил Брызгалов увлеченно рассказывал о раритетах и новых архивных фондах, о гуслях XIII века и уникальных инструментах Страдивари и Гварнери. В день закрытия фестиваля — 24 февраля — башметовцы продемонстрируют жителям Сочи, насколько феерически звучит оркестр, где абсолютно все музыканты играют на элитных инструментах, специально предоставленных Музеем имени Глинки.