В садах гармонии

Евгения КРИВИЦКАЯ

16.12.2012

В честь 100-летия ГМИИ имени А.С. Пушкина на «Декабрьских вечерах» выступают звездные ансамбли старинной музыки.

Пятеро бравых молодцев из добропорядочного Лейпцига то, кривляясь, изображали сварливых старух, то яростно почесывались, пытаясь изловить несуществующую блоху. Таковы были сюжеты Адриана Вилларта и Орландо Лассо, составившие первую часть программы вокального ансамбля «Амаркорд» — самого известного мужского квинтета в Германии. Свою цель — провести слушателей по дорогам музыкальной памяти — бывшие воспитанники хора мальчиков Лейпцигской капеллы выполнили блестяще. Каждый номер сопровождался остроумными комментариями — нередко на неплохом русском языке, так что публика не скучала, когда вниманию предлагались философские мадригалы князя Джезуальдо ди Веноза или Генриха Шютца.

Как правило, ансамбли такого рода ограничивают свой репертуар одной эпохой. Но не «Амаркорд». На смену Ренессансу пришел романтизм с его экзальтированной восторженностью и наивным любованием природой. Патриоты родного города, певцы выбрали представителей лейпцигской музыкальной элиты, в числе коих оказались Роберт Шуман, Феликс Мендельсон-Бартольди и малоизвестный, но весьма достойный их современник Карл Штайнакер.

На десерт немецкие парни обратились к народным песням. Все также элегантно, не без юмора, но без вульгарной разухабистости прозвучала наша «Во кузнице молодые кузнецы», а потом тенор Мартин Литке признался со сцены публике: «Я весь год мечтал, как приеду в Москву и спою вместе с вами». И тут же провел блиц мастер-класс, обучив искушенных посетителей «Декабрьских вечеров» фольклорному мотивчику республики Гана.

Итальянский инструментальный ансамбль «Il Giardino Armonico» («Сад гармонии») в четвертый раз участвует в «Декабрьских вечерах» и неизменно собирает аншлаги. На этот раз концерты Вивальди и его соната «Фолия» предстали, скорее, в испанском колорите: скрипичные смычки, словно клинки шпаг, яростно обрушивались на струны, а в медленных частях невесомо скользили, затягивая в потусторонние миры.

Сейчас с «Il Giardino Armonico» рискнула дебютировать восходящая звезда, сопрано Юлия Лежнева — обладатель молодежного «Триумфа» и победительница парижского Международного оперного конкурса «Лучшие голоса будущего».

По технике вокала 23-летняя Юлия вполне может потягаться с самыми известными барочными певицами: легкость фиоритур напоминает головокружительные скорости Чечилии Бартоли, а объемность и сила голоса уже ближе к белькантовым певицам типа Патриции Чьофи. В череде спетых арий из опер Вивальди и Генделя самой Лежневой оказались ближе образы нежных пастушек, вздыхающих о далеких возлюбленных, чем фурий, мстящих обидчикам.