Вчера в Москве, а днем ранее в Петербурге состоялись концерты, посвященные 80-летию Мишеля Леграна.
Прославленный французский композитор и пианист прибыл на двухнедельные гастроли. Маршрут его турне включает также Самару, Екатеринбург и Тюмень. За несколько часов до вылета Леграна в Россию с ним побеседовал парижский корреспондент «Культуры».
культура: C каким настроением Вы отправляетесь в Россию?
Легран: Разумеется, с огромной радостью. Россия стала моей второй музыкальной родиной. И я ужасно рад тому, что меня так ценят в вашей стране. Я обожаю русскую публику.
культура: Вы бесстрашный авиатор, которому возраст не помеха. В Россию случайно летите не за штурвалом собственного самолета?
Легран: Пилот я, конечно, опытный. Но лететь далековато. Поэтому предпочитаю регулярный рейс.
культура: Когда Вы впервые приехали в Россию?
Легран: Это было так давно... В 1957 году я побывал в Москве на Всемирном фестивале молодежи и студентов. С тех пор я там частый гость. За былые заслуги меня даже наградили кинопремией «Золотой орел».
культура: Какую программу Вы на этот раз привозите?
Легран: Очень обширную. В России я предстану в роли композитора, музыканта и певца. Уже во второй раз я выступаю с замечательным оркестром «Виртуозы Москвы», которым руководит мой большой друг Владимир Спиваков. Это лучший подарок к моему 80-летию.
культура: Если не ошибаюсь, Вы раньше ездили в Москву со своим сыном Бенжаменом.
Легран: На этот раз Бенжамен остается дома, а я лечу с моей женой Катрин. Она известная арфистка и выйдет со мной на сцену.
культура: Кто Ваш любимый композитор?
Легран: Я люблю многих. Они все прекрасны — каждый по-своему. Назову таких гениев, как Морис Равель и Игорь Стравинский.
культура: В конце декабря состоялась премьера Вашего первого балета «Лилиом». Судя по откликам, балетный дебют прошел успешно?
Легран: Я очень доволен тем, как великий хореограф Джон Ноймайер поставил «Лилиом» на сцене Гамбургского оперного театра. Он сделал это просто божественно.
культура: Ходят слухи, что спектакль покажут на сцене Петербурга или Москвы.
Легран: Если это случится, я буду cчастлив.
культура: Не сочиняете ли что-нибудь еще для Терпсихоры?
Легран: Представьте, да — и опять-таки для Джона Ноймайера. А еще я пишу оперу, которая, надеюсь, понравится и в России. Знаете, меня интересуют все музыкальные жанры. Каждый из них прекрасен по-своему. В свое время я даже сочинил ораторию «Декларация прав человека», посвященную 200-летию французской революции. Я сейчас очень много тружусь — больше, чем когда бы то ни было в жизни. Работаю всегда в полном одиночестве. Музыку сочиняю за письменным столом, а не на фортепиано.
культура: Французский парламент на днях принял закон, согласно которому отрицание армянского геноцида рассматривается как преступление. Ваш дед по материнской линии был армянином...
Легран: Действительно я на четверть армянин. И считаю, что столетие спустя после геноцида справедливость, наконец, восторжествовала.
культура: Вам интереснее сочинять новые вещи или исполнять свои хиты?
Легран: Разумеется, я предпочитаю заниматься поиском, творить что-то новое. Произведение написанное — это для меня уже перевернутая страница.
культура: Какое из своих сочинений Вы считаете самым успешным?
Легран: Наверное, музыку для фильмов «Шербурские зонтики» и «Девушки из Рошфора». Но должен признаться, что и все остальное мне нравится не меньше.