Нетребко без гламура

Дмитрий МОРОЗОВ

24.02.2012

Самая знаменитая из оперных звезд России выступила в Большом зале Московской консерватории с новой программой.

Вообще-то этот концерт должен был состояться еще в декабре.

Точнее, не совсем этот, хотя с теми же оркестром и дирижером («Новая Россия» под управлением Клаудио Ванделли). Но если тогда речь шла об участии Анны Нетребко в исполнении Stabat Mater Россини, то теперь — о сольной ее программе. Едва ли кто-то из присутствующих жалел о такой замене, хотя и лишившей публику раритета, зато давшей возможность услышать primadonna assoluta наших дней в гораздо большем объеме и не совсем в типичном для нее репертуаре.

Анна Нетребко не перестает удивлять. Вот и на сей раз она предстала перед нами вроде бы той же, но вместе с тем во многом новой. В ее внешности и сценическом поведении не было ни малейшего намека на гламур — строгость, сосредоточенность, полное погружение в музыку. Ну, кто ожидал от нее обращения к Lieder Рихарда Штрауса? И кто предполагал, что исполнение их окажется столь художественно совершенным, будто певица всю жизнь только этой музыкой и занималась? Подумалось даже, что выступи здесь следом с теми же произведениями признанная «штраусианка» Рене Флеминг, сравнение оказалось бы не в пользу последней…

Еще неожиданнее стала оперная часть программы, в которой прозвучали не исполнявшиеся прежде певицей (по крайней мере, у нас) арии, рассчитанные на более крепкий голос. Конечно, Нетребко отнюдь не сегодня начала потихоньку лавировать в сторону неколоратурного репертуара. Но одно дело — Мими или Иоланта и другое — пуччиниевская Манон, Маргарита из «Мефистофеля» Бойто, Адриенна Лекуврер… Можно было бы, наверное, говорить о некой пробе сил, да только слишком уж высокое художественное качество у этой «пробы». В голосе певицы появились совершенно неожиданные краски, из светлого и лучезарного он стал более темным и терпким, обретя вдруг некое тембровое сходство с голосом Марии Каллас. С которой, впрочем, Нетребко сравнивали и раньше. Но, кажется, никогда еще не имелось для этого стольких оснований.

Охотники искать пятна на солнце непременно отметят, что были в этой программе отдельные не вполне удачные верхние ноты и пассажи. Ну, были (впрочем, в одном только Болеро Елены из вердиевской «Сицилийской вечерни») — и что же? У других звезд, посещавших Москву за последние годы, такого добра встречалось, пожалуй, что и побольше (хотя бы у Натали Дессей). А уж по силе воздействия с Нетребко не сможет сравниться никто.

Совсем скоро, 6 марта, столичную публику ждет еще одна встреча с певицей. Впервые в Москве Анна выступит со своим супругом, уругвайским басом-баритоном Эрвином Шроттом. Вместе с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова они исполнят в Доме музыки арии и дуэты из опер Моцарта, Верди, Доницетти, Пуччини, Масканьи и даже Гершвина.