Алексей Рыбников: «Сегодня музыкальными сказками никто заниматься не хочет»

Денис БОЧАРОВ

22.03.2018

Среди тех, кто получит награду из рук Владимира Путина, — наш прославленный композитор Алексей Рыбников. Автор музыки к любимым не одним поколением соотечественников фильмам «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Большое космическое путешествие», «Усатый нянь» и многим другим — на связи с «Культурой».

культура: В чем, на Ваш взгляд, главный посыл премии?
Рыбников: Думаю, основная цель любой премии — поддержка, стимул к дальнейшему развитию. И поскольку в данном случае речь идет о награде в области культуры, очевидна и первостепенная задача. Если же говорить о музыке, то этот вид искусства сегодня как никогда нуждается в государственной поддержке.

Расцениваю премию как очень важную еще и с точки зрения председателя Союза композиторов, которым являюсь уже около года. Эту организацию мы возрождаем буквально из пепла, поскольку статус, престиж композитора необходимо повышать. Ведь в реестре официальных профессий композитор, как ни странно, отсутствует. А это недопустимо, поскольку Россия — великая музыкальная держава.

культура: С какими чувствами встретили новость о присуждении награды?
Рыбников: Конечно, это очень приятно и почетно. Хотя, учитывая то, что премия вручается в области творчества для детей и юношества, едва ли был особо удивлен. Ведь я действительно на протяжении долгих десятилетий проработал на киностудии имени Горького, где писал музыку для фильмов, которые получили широкую известность.

Моя творческая мастерская до сих пор продолжает исполнять эти произведения, мы ежегодно очень много даем концертов-спектаклей для детей: «Буратино», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка» и другие. Это своего рода семейные представления, на которых родители вспоминают свое детство, а дети просто весело проводят время.

культура: А как Вы в целом оценили состояние современного отечественного песенного творчества, целевой аудиторией которого является юное поколение? Несмотря на обнадеживающие тенденции, положение дел в этой области едва ли можно назвать удовлетворительным... Где новый Рыбников, Шаинский, Чичков, Крылатов? 
Рыбников: Произведения упомянутых вами авторов были изначально рассчитаны на детское восприятие. А это что означало? Ровно то, что звучали вещи в прайм-тайм — детский прайм-тайм, то есть по утрам в выходные и праздники и по вечерам в передаче «Спокойной ночи, малыши». А сейчас эта традиция разрушена, юным зрителям практически ничего в такое время суток не показывают. Речь, конечно же, о новых композициях.

Если бы сегодня возникла идея возобновить производство музыкальных сказок, чем всегда славилась советская мультипликация и детская кинематография, думаю, инициатива нашла бы живой отклик. Но почему-то этим никто пока заниматься не хочет.

Вся надежда на руководство телеканалов. Будут достойные проекты для детей — появится и надежда на возрождение традиции хорошей песни для самых маленьких. Причем, вспомните, эти добрые, талантливо сделанные композиции, равно как и картины, спектакли, в которых они звучали, доставляли удовольствие не только мальчишкам и девчонкам, но и в не меньшей степени их родителям.

Поэтому смею надеяться, что, хоть я и получаю премию за произведения, сделанные мной преимущественно в 70–80-е годы, основная их ценность все же не в том, что они созданы «тогда», а в том, что продолжают оставаться актуальными и сегодня. Фактор «долгоиграния» вообще важен для искусства — современным продюсерам неплохо бы об этом задуматься.  

культура: В последние несколько лет Вы ни для полноформатного кино, ни для анимации практически не пишете, отдавая предпочтение более фундаментальным сочинениям: опере, симфонической, хоровой, камерной музыке. Роман с кинематографом для Алексея Рыбникова закончен?
Рыбников: Во-первых, действительно нет интересных проектов — по крайней мере, в поле моего зрения. А во-вторых, я на протяжении последних лет снимаю свои ленты, которые надеюсь представить на суд общественности уже в этом году: это фильмы-оперы, среди которых «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Литургия оглашенных».

Не исключено: когда завершу работу над циклом собственных картин, что-нибудь для кино и напишу. Но здесь многое будет зависеть от того, какие задачи передо мной будут поставлены. Сегодня требования, предъявляемые композитору, очень снижены. Как правило, просят сочинять фоновую музыку, некую звуковую подложку — и не дай Бог, чтобы она выделялась, перетягивала на себя внимание. А мне так работать, признаться, не очень интересно. Вполне могу без этого обойтись. Хотя опять же — никогда не говори «никогда».


Фото на анонсе: Владимир Смирнов/ТАСС