23.03.2012
культура: Глаза разбегаются, когда видишь, какие блистательные музыканты и коллективы принимают участие в Вашем проекте. Вы расширили и временные границы…
Ростропович: В этом году моему папе исполнилось бы 85 лет. И прошло ровно пять лет со времени его ухода. Поэтому третий по счету фестиваль приобретает особый размах. Его рамки в Москве очерчены датой рождения папы — 27 марта и датой ухода из жизни — 27 апреля. Мы стараемся соответствовать планетарной личности отца. Поэтому концерты пройдут в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Саратове, Екатеринбурге, Баку — это все города, с которыми тесно связана судьба Ростроповича. Состоится концерт и в Оренбурге — оттуда идут наши корни по линии бабушки Софьи Федотовой, папиной мамы. Туда же приедет оркестр «Русская филармония» с Дмитрием Юровским, а также выступят стипендиаты Фонда Ростроповича. Фестиваль выйдет и за границы России: мемориальные концерты запланированы во Франции, Германии, Швейцарии, Италии, США.
культура: Есть ли стержневые линии в фестивальном марафоне?
Ростропович: Вообще все свои дни рождения, особенно юбилейные, папа начинал с того, что всегда благодарил двух людей, которых он считал своими менторами, учителями, кого он просто безумно любил и преклонялся. Это — Дмитрий Дмитриевич Шостакович и Сергей Сергеевич Прокофьев. Поэтому программы мыслились как приношения этим великим композиторам.
Ростропович: 27 марта на открытии в Большом зале консерватории прозвучит опера «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Это произведение — важное для моего папы, этой партитурой он дирижировал в 1996 году, спустя шестьдесят лет после того, как опера увидела свет и получила печально знаменитую разгромную рецензию «Сумбур вместо музыки». На фестивале оперой дирижирует Дмитрий Юровский, участвуют солисты и Cимфонический оркестр Москвы «Русская филармония», приглашены музыканты ведущих коллективов Великобритании. Это то, что делал папа, когда записывал «Леди Макбет» в Лондоне. Тогда он собрал фестивальный оркестр, состоявший из лучших музыкантов симфонических оркестров Англии.
культура: А вспоминается что-то из семейной хроники общения Вашего отца с Шостаковичем?
Ростропович: Конечно. Ведь наши дачи были по соседству, в поселке Жуковка. Однажды Дмитрий Дмитриевич спас меня от папиного гнева. Я должна была заниматься на виолончели, но зная, что папа ушел из дома, лежала с книжкой на кровати. И вдруг он возвращается — забыл, видимо, что-то. Я перепугалась и вылетела через калитку из дома на дорогу. Он, схватив мою несчастную виолончель, мчался за мной с криками: «Остановись! Остановись немедленно!» Но, на мое счастье, неподалеку гулял Шостакович. Увидев несущегося и потрясающего виолончелью Ростроповича, он, растерявшись, стал к нему обращаться: «Славочка! Славочка! Побойтесь Бога!» Папа вынужден был остановиться и поздороваться с Шостаковичем, а я умчалась в лес пережидать, когда буря стихнет.
культура: С Прокофьевым Мстислава Леопольдовича связывали также тесные творческие и личные отношения. Что прозвучит 2 апреля, в день «Приношения Прокофьеву»?
Ростропович: К нам на фестиваль приезжает блистательный Лондонский филармонический оркестр со своим руководителем Владимиром Юровским — другим представителем этой громкой дирижерской династии. «Египетские ночи» была написаны Сергеем Прокофьевым по просьбе Александра Таирова, который, встретившись с Прокофьевым во время эмиграции в Париже, попросил композитора написать музыку к задуманному им спектаклю «Египетские ночи» для московского Камерного театра. Сюжет по замыслу Таирова должен был объединять произведения Шекспира, Бернарда Шоу и Пушкина, и режиссер собирался спроецировать все на современное ему время. Прокофьева это заинтересовало, и он написал музыку — это оказалось первым произведением Сергея Сергеевича после возвращения в Россию из эмиграции. Премьера спектакля состоялась в 1934 году, дальше, как мы знаем, Камерный театр был закрыт. С тех пор «Египетские ночи» в полной версии не звучали. Я уверена, что данное исполнение будет интересно услышать многочисленным любителям музыки. В качестве чтецов приглашены замечательные актеры — Чулпан Хаматова и Константин Хабенский. Ну а во втором отделении впервые в России будет исполнена музыка Сергея Прокофьева к кинофильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» в инструментовке Левона Атовмьяна, близкого друга композитора. Атовмьян делал переложения многих прокофьевских симфоний, балетов, опер для фортепиано. «Иван Грозный», как правило, исполнялся в редакции Абрама Стасевича, но недавно нашлась партитура Атовмьяна, ее мировая премьера уже состоялась зимой в Лондоне, а теперь новую версию «Ивана Грозного» услышат в Большом зале консерватории в Москве. Это будет российская премьера.
культура: Какова программа концерта 12 апреля, который назван «Приношение Ростроповичу»?
Ростропович: Мы хотели собрать всех московских виолончелистов, чтобы они сыграли для папы. Организовать такой гала-концерт помогает Денис Шаповалов, в прошлом стипендиат Фонда Ростроповича, лауреат его конкурса в Париже. Планируется, что на сцене Концертного зала имени Чайковского выступят около 80 виолончелистов — группы виолончелей всех ведущих московских оркестров в полном составе.
культура: Какие еще иностранные артисты приглашены на фестиваль?
Ростропович: Оркестр де Пари с дирижером Пааво Ярви исполнит симфоническую музыку Шумана и Симфонию-концерт Прокофьева, посвященную папе, с виолончелисткой Алисой Вайлерштайн. Блестящий австрийский пианист Рудольф Бухбиндер впервые выступит в Москве — так же как и молодая китайская пианистка Юджа Вонг. А на закрытие фестиваля приедет оркестр Академии Санта Чечилия со своим художественным руководителем Антонио Паппано.
Кроме того, мы пригласили два российских оркестра. Заслуженный коллектив России симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии с Юрием Темиркановым даст два концерта, в том числе программу, посвященную Рахманинову, — прозвучат Второй фортепианный концерт с итальянским пианистом Аллесио Баксом и Вторая симфония. Академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии имени Ростроповича под управлением Александра Скульского приедет в Москву после семилетней паузы. Мы подумали, что необходимо организовать гастроли этого коллектива, за пультом которого состоялся дирижерский дебют отца, а филармония Нижнего Новгорода носит папино имя.
культура: Среди фестивальных анонсов — джазовая программа знаменитого коллектива The Dizzy Gillespie all-star big band. Мстислав Ростропович любил джаз?
Ростропович: Папа в свое время очень ругался на нас с сестрой за то, что мы слушаем, по его словам, «всякую ерунду», вместо того чтобы заниматься на инструменте. Но сам он очень ценил высокий профессионализм во всех сферах и любил хороший джаз. Так что это такая дочерняя шалость.
культура: 29 марта состоится открытие памятника Мстиславу Ростроповичу. Где он будет установлен?
Ростропович: В Брюсовом переулке, недалеко от нашего московского дома. Скульптор Александр Рукавишников сам захотел сделать этот памятник. Он хорошо знал папу, и это позволило ему вдохнуть в бронзу жизнь, внести что-то очень личное. Фигура получилась несколько крупнее, чем мы предполагали, но Галина Вишневская предоставила полную свободу скульптору. Она только настаивала на том, чтобы памятник был выполнен реалистично. Результат нам очень нравится.
культура: В честь юбилея маэстро в Музее музыкальной культуры имени Глинки откроется выставка «Ростропович — Вишневская. Судьбы скрещенье». Какие раритеты увидит публика?
Ростропович: Не хочу раскрывать все секреты, но могу сказать, что на выставке будут представлены действительно уникальные вещи, которые связывали родителей с великими мастерами культуры, такими как Марк Шагал, Сальвадор Дали; партитуры Шостаковича, потрясающие документы российской истории, предметы художественной коллекции. Не хочу предвосхищать события, но будут представлены экспонаты, достойные лучших музеев мира.