Говорят ПРАВООБЛАДАТЕЛИ

04.12.2014


Анатолий КРОЛЛ, дирижер, композитор, народный артист России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, художественный руководитель и дирижер джаз-оркестра «Академик-бэнд» РАМ им. Гнесиных:

— Как человек, много лет занимающийся практической деятельностью в области создания музыкальных произведений в разных жанрах, в том числе и в кино, я безоговорочно поддерживаю предложение о глобальной лицензии. Абсолютно убежден, что любая работа, как индивидуальная, так и в творческом составе, при создании любых видов аудио- и видеопродукции является бесспорной авторской и исполнительской собственностью.


Иосиф ПРИГОЖИН, продюсер:

— Полностью поддерживаю введение закона о глобальной лицензии. Необходим контроль использования музыки в интернете, где сейчас творится полный хаос. А люди должны знать, что существуют такие понятия, как авторское и исполнительское право. Я выступаю за все, что связано с упорядочением действий в интернете, и за правильное распределение вознаграждений.


Владимир КУЗЬМИН, рок-музыкант, поэт, композитор, народный артист России:

— Сложно мириться с тем, что результат вашего труда используется в Сети без вашего согласия и совершенно бесплатно становится доступен всем желающим. Я полностью поддерживаю идею принятия закона о глобальной лицензии, при котором у каждого правообладателя оставался бы выбор — разрешить неограниченному кругу лиц использовать свое произведение или нет.


Лариса РУБАЛЬСКАЯ, писатель, поэтесса, переводчик:

— Скачивание музыки из интернета не нужно запрещать или ограничивать. Надо разработать механизм, обеспечивающий правообладателям получение вознаграждения, а пользователям — неограниченный доступ к произведениям на законном основании. Именно такой механизм предлагается концепцией глобальной лицензии.


Владимир ПРЕСНЯКОВ-ст., композитор, аранжировщик, саксофонист, заслуженный артист России:

— Технический прогресс не стоит на месте. В связи с появлением цифровых технологий и развитием интернета возникла возможность неограниченного и мгновенного распространения музыкального контента в цифровой форме. Сфера использования произведений в Сети еще не учтена в российском законодательстве, и главный вопрос, который волнует сейчас творческую интеллигенцию, это вопрос расширения легального массового доступа к цифровому контенту и защиты интересов правообладателей.

Концепция глобальной лицензии, разработанная специалистами по авторскому праву, предлагает новый инструмент управления правами в интернете. Использование этого инструмента позволит усовершенствовать порядок реализации прав в виртуальной среде и обеспечить правообладателям получение заслуженного вознаграждения.


Найк БОРЗОВ, рок-музыкант, автор и исполнитель:

— Как музыканту, мне сложно не замечать проблемы пиратства в интернете. Это явление носит стихийный характер, некоторые гордятся тем, что принципиально не платят за скачивание музыки. Такая позиция лишает потенциально возможных доходов меня и моих коллег, ведь неограниченное распространение наших произведений в цифровой среде было бы справедливо при условии выплаты вознаграждения автору и исполнителям. Убежден, что бороться с интернет-пиратством нужно на государственном уровне, и сегодня вполне оправданным способом представляется реализация концепции глобальной лицензии.


Владимир МАЛЫШЕВ, ректор Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК), президент Ассоциации учебных заведений искусства и культуры, профессор, заслуженный работник культуры РФ:

— По поводу идеи глобальной лицензии моя позиция такова: творческие люди всегда должны бороться за свои права. Каждое творческое действо — кусочек их жизни. Люди, которые вкладывают столько сил в произведения, должны получать за это вознаграждение!


Константин СОЛОВЬЕВ, актер театра и кино:

— Благодаря интернету у всех нас появилась возможность посмотреть онлайн или скачать любой фильм, послушать музыку, добавить понравившиеся песни в свою коллекцию. И мы используем эту возможность, но далеко не всегда задумываемся о том, что массовое скачивание фильмов и музыки из нелегальных источников лишает вознаграждения артистов, которые затратили немало сил и времени на их создание. За свою творческую карьеру я снялся в нескольких десятках фильмов и сериалов. Многие из них очень популярны. Я очень рад, что эти фильмы нравятся людям, и я нисколько не против, чтобы их смотрели и скачивали. Но все-таки было бы логично, если бы те, кто работал над этими фильмами, получали от этого какой-то доход. Кроме того, как пользователю мне тоже хотелось бы иметь неограниченный доступ к легальному качественному контенту.

Как мне кажется, принятие закона о глобальной лицензии могло бы положить конец проблеме пиратства. Главное — поменять настрой общества и обеспечить артистам получение дохода, на который они вправе рассчитывать.


Евгений ШИРЯЕВ, кинокомпозитор, заслуженный деятель искусств РФ: 

— Введение глобальной лицензии поможет разобраться в том, какие произведения и в каких количествах скачивают из интернета. Это нужно для того, чтобы авторы более популярных произведений получали большее вознаграждение. Что справедливо. Не должен автор одного никому не известного сочинения получать столько же, сколько автор десятков или даже сотен хитов, пользующихся всенародной любовью. Кроме того, таким образом можно обеспечить прозрачность системы.


Денис ФИЛИМОНОВ, актер театра и кино, режиссер:

— Несмотря на новый антипиратский закон, каждый желающий может скачать или посмотреть практически любой фильм или сериал в интернете. С одной стороны, свободный доступ к информации — это, безусловно, хорошо. Свидетельство востребованности твоих работ — тоже. Но, с другой стороны, те, кто трудился над созданием фильма, ни копейки не получают. Мне эта ситуация кажется несправедливой. Да, мы получаем гонорары, но труд актера, режиссера, сценариста очень непрост, а, к примеру, начинающие актеры или режиссеры имеют очень скромные гонорары за свою работу, и заработок за скачивание и просмотр в интернете стал бы отличным подспорьем в их карьере. С этой точки зрения, введение глобальной лицензии на весь контент в интернете упростило бы весь процесс и позволило бы нам получать заслуженные деньги.


Антон РУМЯНЦЕВ, джазовый музыкант:

— Любой творческий человек должен получать отдачу от своей деятельности не только аплодисментами, но и в финансовом плане. Чтобы иметь время для создания новых качественных вещей. Мы зарабатываем на бесконечных концертах, гастролях... Но если вдруг артист хочет подумать о творческих планах, о новом альбоме, о будущем, — как он будет в это время зарабатывать? Именно глобальная лицензия позволит ему в этот момент быть финансово защищенным, иметь «подушку безопасности» и понимать, что, пока ты вкладываешься в будущее, твое творчество приносит тебе заслуженный доход.


Мурад АЛИЕВ, режиссер:

— Я считаю, надо принять закон о глобальной лицензии. Во-первых, это единственная грамотно обоснованная инициатива по решению проблемы пиратства. Во-вторых, эта инициатива предложена самими правообладателями. И, наконец, принятие такого закона — это выбор революционного пути развития. Россия станет первой на международной арене страной, которая сделает важный шаг в борьбе с пиратством. Она создаст прецедент, и при условии эффективности созданной системы нашему примеру последует весь мир.


Максим ДМИТРИЕВ, генеральный директор Первого музыкального издательства:

— В управлении нашего издательства находится огромный каталог российской музыки, а также каталоги авторских прав крупнейших мировых паблишингов — Sony/ATV/EMI и BMG Rights. Мы активно развиваем цифровые продажи нашего контента. Однако, несмотря на все усилия и большое количество заключенных с интернет-площадками лицензионных договоров, доходы российских и зарубежных правообладателей, получаемые посредством российского сегмента легального цифрового рынка, ничтожно малы на фоне мирового медиа-бизнеса.

Для российской музыкальной индустрии и российского рынка цифрового контента идея глобального лицензирования станет колоссальным двигателем роста. Ведь ранее казалось просто недостижимым, чтобы правообладатели получали вознаграждение за каждый случай использования их контента. И, что важно, концепция глобальной лицензии — это концепция «win-win», тот редкий случай, когда от реформы отрасли выиграют все ее участники — правообладатели, пользователи, интернет-площадки и даже операторы связи.


Алексей НИКИТИН, управляющий партнер Юнайтед Мьюзик Групп (ЮМГ):

— ЮМГ объединяет каталоги «Квадро Диск», «Классик Компани» и компании «Никитин» — это музыка самых разных жанров и направлений. Цифровой рынок для ЮМГ сегодня является основным источником дохода, и компания сосредотачивает в этой сфере максимальные ресурсы. К сожалению, нам приходится гораздо больше внимания уделять судебным спорам и правовому преследованию нарушителей наших прав, нежели поиску и продвижению талантливых артистов. Мне видится, что глобальное лицензирование может принципиально изменить эту ситуацию.


Сергей БОБЗА, генеральный директор кинокомпании «Леополис»:

— Наши фильмы «Любовь в большом городе 1–2–3», «Служебный роман. Наше время», «Гитлер капут!» по результатам сборов в кинотеатрах вошли в ТОП-10 российских кинолент соответствующего года. Однако, как и все правообладатели, мы считаем, что доходы от их цифровой дистрибуции могли быть намного выше. Даже с помощью нового «антипиратского» законодательства в отношении многих сайтов, распространяющих нелегальный контент и базирующихся за рубежом, просто нельзя ничего сделать, а содержать большой штат юристов мы просто не можем себе позволить.

Я полагаю, что в отличие от «традиционного» способа выдачи лицензий владельцам сайтов глобальная лицензия может стать более эффективным путем монетизации контента в интернете. Если будет реализована предлагаемая система учета, а за правообладателями сохранится предусмотренное сейчас законом право изымать свои произведения из общедоступных в тех случаях, когда по каким-то причинам (принципиального или коммерческого характера) они не захотят отдавать фильмы в систему глобальной лицензии, — такая конструкция действительно сможет решить накопившиеся проблемы, связанные с распространением в интернете.



Обращение Юрия АНТОНОВА


Руководителю Администрации Президента Российской Федерации С.Б. Иванову

Уважаемый Сергей Борисович!

Обратиться к Вам меня вынуждает абсолютно беспрецедентная ситуация, возникшая в настоящее время в связи с использованием моих произведений американской компанией iTunes.

Благодаря моим слушателям, приславшим мне соответствующие ссылки, я с глубоким удивлением обнаружил, что в американском магазине iTunes представлено значительное количество музыкальных альбомов с записями моих песен.

На странице https://itunes.apple.com/ru/artist/urij-antonov/id8i5046261 можно увидеть весь перечень альбомов, которые представлены в iTunes. На данной странице также любезно предлагается: «Откройте iTunes, чтобы купить и загрузить музыку», т.е. данный магазин предлагает купить мои произведения всем желающим и на любой территории.

Однако, для того чтобы предоставлять потребителям право «купить» мои произведения и фонограммы (помимо авторских прав, я обладаю правами и на фонограммы), американская компания iTunes должна была прежде всего получить от меня разрешение и заключить со мной соответствующие договоры. Этого сделано не было!

Более того, когда мои представители попытались выяснить в iTunes, на каком основании осуществляется продажа моих произведений, в компании заявили, что для совершения каких-либо действий им нужны документы, подтверждающие полномочия моих представителей. Только после этого iTunes соизволит заняться изучением данного вопроса.

Конечно, я не юрист, я — автор и исполнитель, но поскольку на протяжении многих лет я так или иначе связан с вопросами авторского права, я знаю, что и американские, и российские законы требуют получения полномочий на совершение каких-либо действий с моими произведениями, до того как эти действия будут совершены.

Однако, не заключив со мной никаких договоров и соответственно используя мои произведения абсолютно незаконно, американская компания требует от меня сейчас соблюдения каких-то установленных ими внутренних правил.

Очевидно, что в настоящее время уважаемая и всемирно известная американская компания фактически предлагает любому желающему купить украденные у меня и «пиратским» образом размещенные в магазине iTunes произведения и фонограммы. При этом компания получает от покупателей деньги, которые, естественно, до меня не доходят, поскольку между мной и компанией нет никаких юридически оформленных взаимоотношений.

На протяжении многих лет я пытался своими силами бороться с «пиратством» в области механической записи в отношении моих произведений и фонограмм. Я никому не предоставлял разрешений на использование моих произведений, и купить легальные физические носители, на которых они записаны, практически невозможно.

Однако мои многолетние усилия полностью нивелированы «любезным» предложением, сделанным покупателям всего мира американской компанией, которая просто собрала все, что было создано за многие годы моей творческой деятельности, и предложила это к продаже всем желающим без какого-либо согласования со мной!

Особенно меня возмущает тот факт, что такие действия совершает американская компания. США в последнее время постоянно обвиняют Россию во всевозможных правонарушениях, инициируют введение против нашей страны все новых и новых санкций, а также постоянно включают Россию в перечень стран с наиболее высоким уровнем «пиратства».

В такой ситуации возникает закономерный вопрос: откуда это самое «пиратство» берет начало и какие претензии после всего изложенного можно предъявлять к нашей стране? Не стоит ли начать с наведения порядка у себя дома, например, во всемирно известной компании iTunes?

Я прекрасно понимаю, что отстоять свои права я могу только в суде, поэтому я попросил Российское Авторское Общество, вице-президентом Авторского Совета которого я являюсь, защитить мои права.

Однако данная ситуация имеет, как мне кажется, и морально-этический аспект. Мне как гражданину России такими действиями со стороны американской компании нанесено глубочайшее оскорбление. В настоящее время руководство США ведет активную антироссийскую пропаганду по всем направлениям. Именно поэтому я позволил себе, уважаемый Сергей Борисович, обратить Ваше внимание на эту чудовищно оскорбительную для меня, российского автора и исполнителя, ситуацию.

С искренним уважением,
народный артист Российской Федерации 
Юрий Антонов