14.07.2022
Значимость креативной экономики трудно переоценить. Именно она в современных условиях становится драйвером развития страны, предлагая новые дизайнерские решения, создавая IT-продукты или национальные кинофильмы. Но для того, чтобы креативные индустрии могли заработать в полную силу, им нужна площадка, на которой творцы, креативные бизнесмены и представители власти могли бы искать отраслевые решения и обсуждать самые животрепещущие вопросы. Таким местом вот уже в третий раз и стала «Российская креативная неделя» (РКН). Форум проходил с седьмого по десятое июля в столичном Парке Горького.
Этим летом РКН посетило рекордное количество людей — 350 000, не считая огромной онлайн-аудитории. На 300 мероприятиях более 1000 экспертов делились опытом в совершенно разных сферах: от моды до гастрономии, от создания метавселенных до проблем творческого образования. Всего же на форуме было представлено 14 креативных индустрий. А в качестве организаторов выступили АНО «Креативная экономика», Российский книжный союз и Роскультцентр при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
На форуме проходили дискуссии, посвященные вопросам межведомственного взаимодействия, сотрудничества инфраструктурных игроков, логистики, «партнерки» с зарубежными странами. Важным вопросом стал и вопрос индустриального образования, которое требуется поставить на поток. Что касается общей концепции Креативной недели, то в 2022 году организаторы сделали акцент на региональной повестке. Если в прошлой РКН участвовало 30 регионов, этим летом — 62.
Директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов подтвердил «Культуре», что большая региональная повестка — новшество этого года.
— Впервые на креативной неделе региональный шатер — Красноярского края. Кроме того, в «Российской креативной неделе» появился акцент на проектирование. Ведь рынок нуждается в ответах на многочисленные вопросы, — отметил он.
Интересно, что сотрудничество с регионами не будет исчерпываться участием в форуме. В сентябре состоится «Российская креативная неделя. Мода» в Нижнем Новгороде, в октябре — «Российская креативная неделя — Сибирь» в Красноярском крае, в декабре — V юбилейный Международный ремесленный конгресс в Горном Алтае, который пройдет при поддержке дирекции «Российской креативной недели». Уже в 2023 году — «Российская креативная неделя. Образование» в ДФО и «Российская креативная неделя. Дизайн» в Казани.
За провинцию взялись действительно серьезно. В июне этого года на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) замминистра культуры РФ Ольга Ярилова рассказала, что Минкультуры РФ планирует создать креативные пространства на промышленных объектах в шести регионах страны. Таким образом, креативные индустрии сегодня получают новый импульс к развитию по всей стране.
— Мы готовим мастер-планы для наших территорий. Я впервые назову эти регионы — Белгород, Архангельск, Калуга, Липецк, Башкортостан, Татарстан. В эти мастер-планы войдут и арт-резиденции, и мы дадим новую жизнь разным промышленным объектам, создадим там уникальные возможности, которые дадут новый толчок для развития креативных индустрий, — отметила замминистра. — В Сибирском федеральном округе в этом году появятся семь школ креативных индустрий. Более 350 млн рублей выделено на эти цели.
Что касается школы креативных индустрий, то они будут созданы в рамках федерального проекта «Придумано в России». Только в этом году будет открыто 32 школы. Их выпускники смогут работать в творческой экономике и, наверное, приедут в Москву на «Российскую креативную неделю» — главное событие года в креативной сфере.
Надо сказать, что на креативную индустрию власти обратили внимание еще во время пандемии. Осенью 2021 года в России была принята Концепция развития креативных индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года. Она должна обеспечить отрасли конкурентоспособность, предотвратить отток талантливой молодежи и вовлечь ее в национальную экономику.
Однако творческая экономика столкнулась с проблемами: традиционные меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса, промышленности, экспорта не учитывают специфики креативных индустрий. Например, с помощью субсидирования процентных ставок стимулируется приобретение основных средств и оборудования, но вот оплата труда не субсидируется, а ведь именно она является основной защитой для креативной экономики. Да и федеральные и региональные программы, способные помочь творческому бизнесу, не скоординированы. В результате большинство перспективных компаний, создающих продукты на стыке культуры, цифровых технологий, промышленности, оказываются «вне контура» внимания государства. Понятно, что эту тему не мог не поднять форум.
На «Российской креативной неделе» прошло выездное заседание Комиссии Госсовета по направлению «Культура». На нем представители Администрации президента России, региональных правительств и организаций, отвечающих за поддержку креативного предпринимательства, провели дискуссию «О мерах по обеспечению устойчивости креативных индустрий в современных условиях». Для решения накопившихся отраслевых вопросов собравшиеся предложили создать межведомственную площадку. А уже на другом мероприятии — пленарной сессии «Новое время — новые правила креативного сектора» — первый заместитель руководителя Администрации президента РФ Сергей Кириенко заявил о необходимости появления системного института поддержки креативных индустрий: «Его необходимость не вызывает сомнений, конкретная форма сейчас обсуждается с правительством».
По мнению президента Федерации интеллектуальной собственности Сергея Матвеева, такая площадка уже есть — это «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности».
— У нас уже создана президентом Владимиром Путиным общественно-государственная площадка. «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности» борется с контрафактом, работает над тем, чтобы результат любого интеллектуального труда был защищен, в том числе и в цифре.
Матвеев полагает, что для развития отрасли следует снизить величину страховых взносов для субъектов креативного предпринимательства до уровня страховых взносов в IT-компаниях, а также освободить участников рынка от НДС на операции по реализации исключительных прав на все виды интеллектуальной собственности. Следует обратить внимание и на то, что интеллектуальную собственность до сих пор банки не принимают в качестве залога.
Но несмотря на проблемы, существующие у творческого бизнеса, уход из России крупных зарубежных игроков дает отечественным творцам и бизнесменам уникальную возможность занять освободившиеся ниши. Сергей Кириенко считает, что креативным индустриям необходим вызов для развития, а санкции Запада подтолкнули к этому.
— Для креативных индустрий нужен вызов. Потому что любой кризис и любой вызов — это время возможностей. Санкции идеальны для креативных индустрий, потому что они привели к точке невозврата. Как раньше, жить и работать уже не получится. Значит, надо крутиться, искать нестандартные идеи и решения, это начинает работать во всех атмосферах, — подытожил он.
Фотографии: Сергей Киселев / АГН Москва