Кони привередливые

Наталья МАКАРОВА

10.10.2019

В Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки проходит выставка «Лошадь в искусстве великих мастеров». Посетители увидят более трехсот полотен с изображениями скакунов в крестьянском быту и в благородных имениях, на фоне молчаливой природы и в центре ожесточенного боя. Картины — из коллекции единственного в России музея коневодства при РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.

— Еще сто лет назад лошадь была постоянным спутником человека: писатели, поэты, художники стремились запечатлеть ее образ в своих произведениях. Эта экспозиция — история искусств, только в необычном ракурсе, через призму изображения лошади, — рассказывает куратор выставки Борис Шаров.

Посетителей ждет целая галерея лошадей кисти Николая Сверчкова. Художник досконально изучил породы и умел передать их особенности: его творчество особенно ценили коннозаводчики, он часто получал от них заказы. Живописец написал множество портретов знаменитых хреновских рысаков. Благодаря именно этим работам можно судить о том, как выглядит идеал данной породы. Полотна Николая Сверчкова в XIX веке были узнаваемы не только в России, но и в Европе. Анималист с успехом участвовал в заграничных выставках — в Париже, Брюсселе, Лондоне. Был даже удостоен французского ордена Почетного легиона.

Художника Петра Соколова интересовали взаимоотношения человека и животного. В его акварелях много динамики — кажется, конь вот-вот взлетит, словно птица, зарисовок крестьянского быта, охоты. На картине «Вороной жеребец на выводке» герой с лоснящейся черной шерстью предстает во всей благородной красе, а на полотне «Кормильцы» конь устало положил голову на спину своего собрата. Среди экспонатов выставки и полевые рисунки Сергея Коровина — брата знаменитого Константина Коровина. Его любимые сюжеты — деревенская жизнь, в которой лошадь играла большую роль, являясь незаменимым помощником.

На выставке также можно увидеть рисунки Петра Покаржевского, работы Леонарда Туржанского, а также анималиста Алексея Степанова, чье увлечение охотой нашло отражение в его работах. Помимо лошадей, на полотнах — лоси, собаки, волки...

— Очень интересны студийные холсты Павла Ковалевского с изображениями деталей воинского обмундирования и седловки кавалериста XIX столетия, — поясняет Шаров. — Автор — настоящий образец кропотливости при изучении материала, предшествующего работе над картиной.

Изюминка экспозиции — «Конвоец» Михаила Врубеля, а также работы Василия Верещагина, Франца Рубо, Георгия Савицкого.

Все представленные экспонаты принадлежат Научно-художественному музею коневодства при сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева. Коллекцию собирал в начале прошлого века коннозаводчик Яков Бутович. В ней — лучшие образцы «конного жанра» — картины, рисунки, скульптуры. В 1917 году в имении Прилепы Тульской губернии Бутович открыл «Коннозаводческую галерею», которая насчитывала около 1200 экспонатов. Спустя десять лет коллекция была перевезена в столицу, где стала основой фондов Государственного научно-художественного музея коневодства и коннозаводства, открытого при Московском ипподроме 23 января 1929 года. Именно от этой даты музей ведет свою официальную историю. В 1940-м он перешел под крыло Тимирязевки. А сейчас в его фонде хранится более 3500 картин, произведений графики, скульптуры и прикладного искусства, свыше 55 000 негативов, видеотека, тематическая коллекция почтовых марок, открыток и конвертов, значки, сувениры, а также 12 000 книг и журналов по коневодству.