Эдгард Запашный: «Если бы речь шла не о Cirque du Soleil, я бы высказался точно так же»

Ксения ПОЗДНЯКОВА

27.12.2018

На прошедшем в Санкт-Петербурге Совете при президенте по культуре и искусству генеральный директор Большого Московского цирка Эдгард Запашный выразил опасение, что в России может появиться стационарная площадка Cirque du Soleil и школа, обучающая артистов по канадской системе. Журналисты тут же набросились на знаменитого дрессировщика, обвинив во всех смертных грехах, в том числе и жестоком обращении с животными. Как обычно, активизировались и зоозащитники, не первый год призывающие запретить выступления зверей на арене. Обозреватель «Культуры» побывала в цирке на Вернадского и встретилась с Эдгардом Запашным.

культура: Как развиваются события после Вашего выступления на Совете? Кампанию против Вас в прессе трудно не заметить, а есть те, кто встал на Вашу сторону?
Запашный: На Совете меня поддержал президент. Также мою позицию поддержали те, от кого зависит моя работа в цирке, Министерство культуры, коллеги из Росгосцирка и, конечно, наш цех цирковой. Кроме того, на моей стороне глава комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская, Илья Авербух и многие другие здравомыслящие люди. Что касается всех этих обвинений в прессе, то те, кто за этим стоит, даже не понимают, что добились совершенно обратного эффекта: у нас продажи только увеличились. Наш народ настолько адекватный, что привык верить только самому себе. Люди решили прийти и самостоятельно убедиться, а правда ли все то, что им рассказывают про жестокость, которая тут творится, про то, как здесь все устроено.

Конечно, заказчики публикаций преследуют совершенно иные цели. Первое — достать власть этими шумными историями, чтобы, в конце концов, наверху сказали: давайте запретим цирк с животными, лишь бы не слышать этих постоянных разборок. Для этого создается иллюзия того, что страна очень остро реагирует, даже уже Навальный против меня высказался.

культура: Неужели даже Навального привлекли?
Запашный: Да. По его словам, я — Эдуард Запашный, режиссер. То есть он изначально не понимает, о ком говорит. Я никогда режиссурой не занимался, и уж я точно не Эдуард. Навальный утверждает, что мы измываемся над несчастными зверями. Буквально на следующий день после этой записи мне прислали фотографии Навального с убитым лосем. Такой цинизм меня просто поражает. Если ты топишь за то, что цирк — это жестокость, что его нужно запретить, то что же ты сам творишь, ходишь на охоту, убиваешь гордых красивых зверей. И в чем же тогда твоя правда?

культура: Но на Вас и зоозащитники, надо сказать, давно зуб точат.
Запашный: Это не только на нас, их вообще не устраивают ни цирки, ни зоопарки, ни спорт с участием животных.

культура: Как думаете, почему они начали с цирка?
Запашный: Как почему? Он меньше всего защищен, деньги у нас сравнительно небольшие, так что справиться с нами не так-то сложно. Я им всегда говорю: «Если вы так за животных переживаете, что же вы у «Макдоналдса» не стоите со своими плакатами, там каждый день котлеты из мяса продают?» Но всем же ясно, что связываться с компанией с многомиллиардным бюджетом себе дороже, они любую зоозащитную организацию заткнут за пояс или просто купят с потрохами. Та же история, скажем, с производителями автомобилей. Всем понятно, из чего делаются кожаные сиденья в дорогих машинах. Но против крупной компании не попрешь. А цирк — место доступное. Это первое. Второе — резонанс, — чуть что, сразу в прессу. Только на нас они не остановятся. Закончат с цирками, перекинутся на зоопарки. Затем озаботятся домашними животными. Ведь их тоже дрессируют. А как иначе воспитать собаку не бросаться, не тявкать, не гадить дома. Но зоозащитники не приемлют никакого воспитания. Постепенно дойдет и до детей. Не зря же у радикальных зоозащитников чаще всего нет детей, потому что, хочешь ты или не хочешь, а с ребенком порой приходится вести себя строго. Ну и последний этап — государство. Видите, чего они добиваются? Они добиваются власти, ничего больше.

культура: А как в мире обстоят дела с цирками с животными?
Запашный: Они не запрещены. В одной только Германии в цирке Кроне работают 300 животных. Даже у сына совладельца Cirque du Soleil есть собственное конное шоу в Канаде. Это просто не афишируется.

культура: Хорошо, давайте вернемся к вашим тиграм. У вас с братом в аттракционе сколько сегодня зверей участвует?
Запашный: Сейчас в работе девять тигров, два льва, и пять животных на подходе.

культура: Как строятся отношения с вашими подопечными?
Запашный: Почти как с детьми. Хорошо воспитанный ребенок видит в родителе и начальника, и любимого человека, и друга. Правильно? Так и с животными. Это серьезная психологическая работа. Почему сегодня даже слово «укрощение» перестали использовать? Потому что мы их растим с самого юного возраста. В четыре месяца с тигренком уже можно и нужно заниматься. Чем больше времени проведешь с ним, тем большего эффекта достигнешь. Конечно, зверь должен понимать, кто из вас главный. Но достигается это отнюдь не силой. Это характер. Какую силу можно применить против тигра, сами подумайте. А против косатки? Самый опасный хищник океана, до 9 тонн, полная пасть зубов. «Ее-то чем дубасить в бассейне на глубине 50 метров, — спрашиваю у зоозащитников, — на нее как воздействовать?» Не знают, что ответить. Значит, другие методы, значит, не жестокость? Значит, все-таки доверие, контакт, психология? Ты показываешь зверю свои намерения, изучаешь его, позволяешь ему изучить тебя. Естественно, среди людей, связывающих жизнь с животными, есть моральные уроды, как и везде. Но если посмотреть программу «Пусть говорят», то и институт семьи нужно закрыть. Потому что, судя по их выпускам, детей у нас только бьют, насилуют и на цепи держат.

культура: Зверей в основном откуда берете?
Запашный: Есть несколько путей. Первый — это когда животные размножаются у нас в цирке. Со львами, тиграми нет никаких проблем. Мы создали им все условия. Беременность длится 105–107 дней. У нас есть специальные помещения, куда мама может уйти, спокойно родить. Второй путь — покупка, как в зоопарках, так и у коллег в цирках. Некоторых привозят из-за границы. Вот, например, в «Уголок дедушки Дурова» только что доставили трех слонят. Эта была межправительственная договоренность, переговоры длились несколько лет. Ну, и подкидышей очень много. Особенно это касается медведей. Как только едем на гастроли в Сибирь, точно знаем: рано или поздно перед цирком оставят корзинку с четырьмя-пятью малышами. Начинаем пристраивать в зоопарки, к коллегам. Я постоянно занимаюсь судьбой большого количества животных. Зоозащитники, кстати, не думают, сколько детенышей остается в природе сиротами. Сейчас начали просто в неограниченном количестве появляться на рынке львы. Неизвестно, кто их разводит. Попробуйте наберите в поисковике «хочу львенка», он вам сразу выдаст минимум 40 предложений, прямо домой привезут. Это очень прибыльный бизнес.

культура: А если не будет ни цирков с животными, ни зоопарков? Исчезнут объявления: «Продаю тигренка, продаю львенка». Бизнес этот уменьшится?
Запашный: Нет, конечно. Слишком большие деньги замешаны. Причем в частных руках вы уж точно не проверите, в каких условиях содержится животное. Отдельно хочу заметить, что мы не покупаем зверей по объявлениям и уж тем более никогда не приобретем медвежонка у охотника, чтобы не поощрять кровавый бизнес.

культура: Расскажите, в каких условиях у вас содержатся звери?
Запашный: Для начала скажу: дикие звери в неволе живут гораздо дольше, чем в природе. Забота, ветеринарный уход, прививки, отсутствие травм делают свое дело. Конечно, в государственных предприятиях, как здесь, есть определенные требования: животные не должны быть в клетке, их содержат в вольерах.

В большинстве случаев животные до конца жизни остаются со своими дрессировщиками. Я буквально вчера увидел информацию, что якобы братья Запашные отправляют своих зверей на притравочные станции. Больше всего поражает наглость подобных заявлений, так как притравочные станции у нас законодательно запрещены. Причем эту информацию легко проверить, мы с братом буквально месяц назад двух львов и одного тигра отдали в Липецкий зоопарк. Они уже возрастные, а у нас как раз молодежь появилась.

Кроме того, у нас очень строгая процедура в случае падежа. Если животное умирает, его тело передается в независимую ветеринарную клинику, где выносится вердикт о причинах смерти. Так что все, что сейчас пишут о том, как в цирках забивают зверей, что они массово гибнут, неправда, так как иначе все это было бы тут же известно.

К сожалению, стандарты многих цирков, построенных еще в советское время, на сегодняшний день оставляют желать лучшего, и поэтому моя, как директора, сверхзадача — при капитальной реконструкции, улучшить условия содержания животных.

культура: Про реконструкцию Вы говорили и на Совете. Почему она так необходима?
Запашный: Собственно, помимо содержания животных, существует еще множество проблем, которые требуют решения. Цирк введен в эксплуатацию в 1971 году. Изначально здесь было придумано уникальное оборудование, есть пять сменных манежей. Специальная площадка для иллюзионистов, сцена для ледовых шоу и водный манеж, который находится в нерабочем состоянии. Сегодня во время программы делаем одну смену, так как механизмы работают нестабильно. Самое опасное, если 150-тонный манеж опустится, скажем, наполовину и застрянет. И тогда мы будем вынуждены аварийно закрыть цирк. Заводов, которые производили эти механизмы, сегодня не существует, поэтому если в цирке случается авария, то это ужасно. Шесть лет назад немецкая компания оценила стоимость работ в миллиард двести тысяч рублей. К сожалению, своих технологий у нас сейчас нет.

культура: На время реконструкции придется искать другую площадку?
Запашный: С этим проблем не будет. У нас уже проведены переговоры с «Лужниками», с Малой ареной, где мы работаем. Они будут только рады, если мы к ним переедем на год или на два и перетащим за собой поток зрителей. В год нас посещает 700 тысяч человек. На нынешнее шоу «Песчаная сказка» билеты раскуплены на 70 спектаклей вперед. Сейчас, во время каникул, играем по три представления в день, зал, а это более 3000 мест, забит.

культура: А как часто меняется шоу?
Запашный: Обычно мы с братом делаем три программы в год. Если «Песчаная сказка» будет пользоваться таким успехом, как сейчас, мы оставим ее до конца лета. До этого мы с Аскольдом работали здесь семь месяцев с шоу «Эпицентр мира», посвященным мундиалю. Когда оно закончилось, мы переехали на Малую арену «Лужников», где выступает «Цирк братьев Запашных».

культура: Кстати, а как соотносится «Цирк братьев Запашных» и Большой Московский цирк?
Запашный: «Цирк братьев Запашных» работает только три недели в году на Малой арене «Лужников». Мы даем от 40 до 50 шоу. Это новогодняя традиция. Мы начали это дело 11 лет назад. Сохранение этой традиции было условием моей работы здесь. Я министра сразу попросил с пониманием отнестись к тому, что раз в году буду брать отпуск или за свой счет и выступать со своим собственным шоу в «Лужниках». «Цирк братьев Запашных» не пересекается с деятельностью Большого Московского цирка. Я ни разу себе не позволил сдать площадку на Вернадского в аренду самому себе. К тому же мы с братом отказались от авторских прав на все программы, которые идут в Большом цирке. Обычно режиссер забирает от сборов 2–3 процента. Это нормальная практика, но не для нас.

культура: 700 тысяч зрителей в год. Любой человек спросит, какое Вам тогда дело, будет у Cirque du Soleil здесь площадка или нет?
Запашный: Поймите правильно, я патриот своей страны. Поэтому я против, чтобы иностранные компании активно вмешивались в нашу жизнь, навязывали свои ценности. И уж тем более учили наших детей, преподавали им свое видение мира. Ведь Cirque du Soleil хочет открыть здесь и свою школу. Если бы речь шла не о Cirque du Soleil, я бы высказался точно так же, с конкуренцией это никак не связано. Давайте приведу пример из другой сферы: футбол. Что нам мешает передать стадион «Лужники» клубу «Манчестер Юнайтед»? Прекрасно ведь ребята играют. Так пускай приедут сюда и учат нас футболу.

культура: Собственно, до недавнего времени так оно и было: почти все тренеры сборной были иностранцами.
Запашный: Потому и результаты были соответствующие. А пришел Черчесов, и посмотрите, какой эффект. Но я сейчас даже не об этом. Я про саму систему в целом. Это неприемлемо, у нас страна на дыбы встанет, если мы подарим стадион, скажем, клубу «Челси». Люди скажут: «Только стал футбол чуть-чуть подниматься, а вы его решили задушить на корню?»

культура: Подождите, но мы же постоянно покупаем иностранных игроков.
Запашный: Есть такое, но с этим все время борьба идет. Когда президент «Зенита» отчитывался об успехах своего клуба, Путин ему прямо сказал: «Восемь человек иностранцев бегают на поле — за «Зенит». Два гражданина Российской Федерации и один вратарь». И правильно сказал. Потому что это неприемлемо. Нельзя жить одним днем, нужно мыслить на перспективу. Cirque du Soleil хочет в России иметь постоянную площадку, так почему бы нам свою не поставить в Монреале? Только нас туда не пустят. Конечно, все это будет неофициально. В открытую никто ничего делать не будет, но создадут неблагоприятные условия — и все, вы сами отступите. Так или иначе, интересы собственного спорта, культуры, бизнеса лоббируют везде, просто не афишируя. Собственно, они и так делают все возможное, чтобы сдержать Россию. Посмотрите, что творится с олимпийским движением. Стали наши спортсмены активно выигрывать, у них очень быстро нашли допинг. Пока слабые были, все было прекрасно. А стоило нашим стать конкурентоспособными, на них тут же объявили охоту. Президент правильно говорит: «Не нужно уж так совсем распахивать ворота».

Модель подобной экспансии мы наблюдаем у нашей с вами границы — на Украине, где даже армию обучают американские специалисты. Собственно, нас точно так же хотят завоевать по всем позициям, и при Ельцине это уже получалось. Мы чуть было не потеряли страну. Но пришел Путин и сказал: «Стоп!» Это был первый руководитель во всем мире, кто осмелился возразить американцам. Нужно уметь отстаивать собственные интересы. Я лично этому научился у Владимира Владимировича.

культура: Но он также говорит, что «запрещать и не пущать» — не наш метод.
Запашный: Правильно, мы никогда не возражали против гастролей. Пусть приезжают, выступают. Но не нужно пускать здесь корни. Приехали, отработали две недели и уехали домой, следующее событие через полгода, через год, точно так же, как Мадонна приезжала, Майкл Джексон и многие-многие. Но наличие базы-стационара или, как они аккуратно стали говорить, якорной площадки в корне меняет ситуацию. Одно дело, когда я приглашаю иностранцев выступать в шоу, и тогда они работают на развитие нашего бренда, и совсем другое, если возьму и сдам наше здание в аренду китайцам, канадцам, американцам. Как директор, я имею на это право. Коммерчески для меня это будет очень выгодно, но как это отразится на отечественной цирковой индустрии, пойдет ли на пользу нашей культуре, вот в чем вопрос.


Фото на анонсе: Евгения Новоженина/РИА Новости