На службе только девочки

Екатерина САЖНЕВА

07.09.2018

Едва распустившаяся роза на фоне открытой книги и восходящего солнца — герб Пансиона воспитанниц Министерства обороны РФ символизирует юность и знание. Розы — это они, девочки, приехавшие сюда со всех концов России, от Калининграда до Камчатки. Дочери российских военнослужащих, в том числе погибших при исполнении воинского долга. Уникальное учебное заведение, единственный девичий кадетский корпус в стране под патронатом Министерства обороны в сентябре отпраздновал свой первый серьезный юбилей. А еще начало нового учебного года. 10 лет — это много или мало? Как живется благородным девицам XXI века, о чем они мечтают и к чему стремятся, выяснила «Культура».

«Мы, я имею в виду руководство Министерства обороны, поставили для себя, на мой взгляд, вполне достижимую цель — военное образование должно быть лучшим в стране», — поздравил на праздничном торжестве в Театре Российской армии всех причастных к юбилею пансиона МО глава ведомства Сергей Шойгу.

Началось все, по словам министра, не просто с указа, а с формирования особой атмосферы, системы и традиций. То, что заложили десятилетие назад, в 2008-м, и то, к чему они пришли сегодня: «Этим нужно гордиться и к этому стремиться».

Чужие здесь не ходят

Первые желтые листья упали на московские аллеи. Но здесь, за воротами пансиона, пока что царит лето. Через КПП пускают строго по пропускам. Даже родители обычно встречают дочек в краткосрочное, всего на несколько часов, увольнение, стоя за воротами. Но тот, кто все же сюда прошел, будто попадает в XIX век, в настоящий институт благородных девиц.

Регулярный парк, аккуратно подстриженные деревья и россыпи поздних роз. Классические беседки с колоннами, крылатые качели, на которых можно покачаться в свободное время, пруд. По зеленому газону топает мама-утка со своими утятами. И, не долетая до земли, рассыпаются в воздухе теплые брызги фонтана, в центре которого возвышается бронзовая древнегреческая богиня Артемида.

Все-таки девочки есть девочки. Даже если они будущие офицеры.

Логика зависит от рисования

История женского образования в России началась с 1764 года, когда по указу Екатерины II впервые в Европе было создано Императорское воспитательное общество благородных девиц. Оно должно было «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Много воды из парковых фонтанов утекло с тех пор. Изменились и представления о том, какими должны быть женщины, благородные и не очень, и что им нужно в жизни. О чем мечтать? К чему стремиться? Вряд ли нынешние барышни намерены просидеть лучшие годы взаперти за пяльцами. Целью деятельности современного пансиона как раз и является воспитание разносторонней личности, способной к труду на благо Отечества как на военном, так и на гражданском поприще, владеющей фундаментальными знаниями в различных областях науки, подготовленной к решению нестандартных задач и профессиональному выбору.

Самосовершенствованию отдано 24 часа в сутки семь дней в неделю, с пятого по одиннадцатый класс. Все эти дни и годы — семь лет, не шутка! — наполнены под завязку. «Свободного времени может быть много, но мы предпочитаем заполнять его дополнительными занятиями», — счастливо вздыхают воспитанницы, заплетая друг дружке обязательные к ношению как часть ученической формы «косы-колоски». «Вообще если привыкнуть, то их быстро можно научиться плести, на уроки никогда не опаздываем», — демонстрируют они свое умение. Главное, это вовремя проснуться, ровно в 7-00.

Уроки тут, как в университете, по парам, да и школьные параллели называются по-взрослому не классами, а курсами, учатся по триместрам. Осенних каникул уставом не предусмотрено, зато зимние длятся целых три недели — с середины декабря и по конец новогодних праздников. Отдых летом — всего два месяца, потому что в июне практика. Воспитанницы находятся на полном государственном обеспечении. Все, начиная от тетрадей и ручек и заканчивая билетами на каникулы домой, им оплачивает Министерство обороны. Шестиразовое питание, как в санатории. Но энергии тратится столько, что не растолстеешь. Выбор студий и секций для дополнительного образования огромен. Более пятидесяти самых разнообразных кружков. Все и не перечислишь. Но уровень преподавания в них, судя по результатам, высок.

«Например, наш ансамбль барабанщиц был назван лучшим коллективом на Международном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня» вместе с оркестром суворовцев из Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта В.М. Халилова, при том, что участвовало множество конкурсантов, в том числе и из других стран», — гордятся педагоги. Еще из самых популярных направлений допподготовки — театральная студия, композиторское искусство, саксофон, тромбон, флейта, верховая езда, теннис, фигурное катание, аква- и степ-аэробика... Танцы от классического вальса и польки до народных ирландских. Стрельба в тире и самооборона.

Среди воспитанниц пансиона, между прочим, есть победители международных турниров по тхэквондо и плаванию, первенства Москвы по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, мини-футболу, а также по степу и ирландским танцам. Есть чемпионки России, Европы и мира по борьбе сумо. Тренируют девочек олимпийские чемпионы, заслуженные мастера спорта, призеры мировых первенств и олимпиад. Девичью команду КВН «Экспансия» Сергей Шойгу наградил кубком министра обороны.

Каждую неделю в творческую гостиную пансиона приходят известные политики, знаменитые актеры и певцы (например, народная артистка России Надежда Бабкина входит в попечительский совет), телеведущие, музыканты, журналисты. Приезжал сюда и Владимир Путин, как вспоминают, пел вместе с воспитанницами военные песни. Но чаще всего бывает министр обороны Сергей Шойгу.

В пансионе на выбор изучают четыре языка — обязательный для всех английский и альтернативно французский, немецкий или даже китайский. Некоторые хотят в будущем выбрать профессию именно военного переводчика. «Английский он же у всех, а китайский сейчас востребован, особенно у военных», — рассудительно замечает одна из восьмиклассниц, дочь пограничника.

Все здесь, действительно, не просто. И даже, казалось бы, обычные уроки изобразительного искусства и живописи имеют второй тайный смысл. «Они направлены не только на то, чтобы воспитывать у девочек чувство прекрасного, мы преследуем и куда более серьезные цели — развиваем у них логическое и структурное мышление, ведь настоящий мастер заранее выстраивает в голове образы своих будущих картин, — считает Елена Петровна Вершигорова, преподавательница дополнительного образования, старший педагог. — Дело не в том, продолжат они рисовать, когда вырастут, или нет, наша первостепенная задача научить их думать неординарно, чтобы они могли легко переходить от шаблонного мышления к нестандартному. Это требование сегодняшнего дня». «Быть индивидуальностью и одновременно частью единого сплоченного коллектива, это непросто, — учат педагоги. — Но в конечном итоге многие наши дети становятся сильными лидерами, способными к тому же работать в команде». А еще — обязательное, изо дня в день, воспитание патриотизма, любви к своей Родине, которой преданно и верно служат их отцы и матери.

Служить России

Пятиклассницы Даша Сунцова из Комсомольска-на-Амуре и Настя Маркина из Тюмени в пансионе первую неделю. Говорят, что очень нравится. Красиво, такие пейзажи за окном, но все же немного тоскуют по родителям. «Плакали?» — интересуюсь у них. Энергично мотают головами: никак нет. Дочери офицеров не плачут. «Мой папа с отличием окончил Тюменское высшее военно-инженерное командное училище. Воевал во второй чеченской, имеет орден Мужества и другие государственные награды», — перечисляет светловолосая Настя. «А у моего папы наград целых восемь, тоже есть орден Мужества, он летчик, майор, и летал в Сирию исполнять интернациональный долг», — вторит подруге невысокая Даша.

Они совсем не похожи друг на друга. И все же у них много общего. Это гордость за своих отцов, а еще за то, что они учатся именно здесь. Чтобы поступить сюда, девчонки выдержали нереальный конкурс, десять человек на место. Сдали экзамены по математике, русскому языку и физкультуре. Беседовали с психологом и отвечали на специальные тесты. «Приемные комиссии обычно ездят по всем регионам России и проводят вступительные испытания еще на местах», — рассказывают преподаватели.

Самый первый набор, десять лет назад, состоял из 180 человек. Поступали дочери военнослужащих, только отличницы и хорошистки, со средним баллом в школе не ниже 4,7, к тому же с идеальным здоровьем и хорошей физической подготовкой. Предпочтение сразу отдавалось не москвичкам, а девочкам из регионов. При этом родители многих не просто служат в армии, но и прошли горячие точки. Есть здесь те, кто за свои неполные 13–15 лет уже сменили несколько гарнизонов — Калининград, Сибирь, Дальний Восток. Все параллели и меридианы. Им не привыкать переезжать. Поэтому первый настоящий постоянный дом для многих — это пансион.

«Я из города Грозного. Хотя родилась в Москве. Но потом мы переехали в Читу, там я должна была уже пойти в школу, но папу перевели в Чечню, — рассказывает свою богатую биографию восьмиклассница Дарья Патлачук. — Узнала о пансионе совершенно случайно, папа прочитал про него в интернете, и у меня сразу загорелись глаза, начала много читать, готовиться. Я отличница по всем предметам, но все равно боялась не поступить. Мало ли. У меня есть две младшие сестренки, которые тоже хотят приехать. Я им говорю, чтобы старались, и тогда все получится».

Учатся здесь и те, чьи отцы сложили головы, исполняя свой воинский долг. Закрытая тема, о которой не принято спрашивать. Слишком больно и страшно. Но теперь они здесь, под защитой нашей армии, значит, все будет хорошо.

В нынешние пятые классы поступили дочки трех Героев России. «Вообще такой удивительный набор. Каждое поколение детей, которые к нам приходят, они совершенно разные», — признаются учителя.

На кроватях, прилежно застеленных пледами, спят игрушки. Многие приехали с куклами и мишками из дома, уставом пансиона это не запрещено. Так первое время и засыпают в обнимку. Плюшевая морковка терпеливо ждет окончания уроков. «Плакала?» Морковка едва заметно качает головой. Никак нет. Берет пример со своей хозяйки.

Пожелания на аллее роз

«Очень трогательно наблюдать, как малыши, которые только что поступили, начинают тянуться за старшими, — рассказывает Татьяна Викторовна Савичева, преподаватель русского языка и литературы. — Приходит новенькая, и девочки берут над ней шефство. Вы слышали, как они называют друг друга? Сестренками!»

Блок для проживания — это две комнаты, в каждой из которых по две кровати. Так что казарм здесь нет. Пообщаться с родными можно по скайпу. Гардероб рассчитан на целых 70 комплектов одежды, на любой вкус и любое мероприятие. «На выбор есть даже бальные платья. Нам дают три или четыре фасона, можно взять наиболее подходящий», — рассказывают старшеклассницы.

Недаром здесь учат танцевать вальсы и кадрили. Танцевальных вечеров в Москве в сезон, на самом деле, проходит великое множество. Самый красивый, конечно же, Международный кадетский бал в Кремле. «У нас много возможностей раскрыться ребенку, — говорит Татьяна Савичева, — проявить свой талант, не соревнуясь по гендерному признаку. Потому что мальчики — это мальчики, а девочки — девочки. Был же опыт, когда в суворовские и нахимовские училища тоже принимали представительниц слабого пола, но от этого отошли. Наверное, это и правильно».

Если у пятиклассниц Даши и Насти все только начинается, то для 17-летней Ксении Синько с Камчатки, дочки офицера-подводника, началась последняя осень здесь. Шесть лет учебы позади. Что дальше? Когда она говорит, что будет сдавать ЕГЭ по химии и биологии, вопросов практически не остается — военная медицина. Ксения улыбается: «Я вообще из офицерской династии. Папа, дедушка, бабушка — все военные. Поэтому выбор будущей профессии передо мной не стоял. Но врачей в нашей семье еще не было. Этим летом у меня была практика по профильному направлению. Собираюсь поступать в Военно-медицинскую академию имени Кирова в Санкт-Петербурге. Мечтаю стать хирургом. Родители к моему выбору отнеслись положительно».

С десятого класса всех воспитанниц делят на пять основных профилей: социально-гуманитарный, социально-экономический, филологический, химико-биологический, как у моей собеседницы Ксении, и физико-математический. Совершенно необязательно, что выпускницы пансиона дальше пойдут по военной стезе. Их никто не заставляет. Но так уж получается, что большинство к окончанию учебы задумывается именно об этом. «Хочу быть военным переводчиком с китайского, — признается Дарья Корякина из восьмого класса. — Буду служить на границе».

Оценки выпускниц пансиона по результатам итоговых экзаменов в целом выше среднего по стране. Поэтому многие достаточно легко поступают в Военный университет Министерства обороны, Военно-космическую академию имени Можайского, есть и те, кто все-таки выбирает гражданские вузы — МГУ, МГИМО, Московский государственный технический университет имени Баумана, Высшую школу экономики и даже ВГИК. В прошлом году из 23 одиннадцатиклассниц только две по семейным обстоятельствам вернулись домой и учатся там — в Курске и Иваново, остальные поступили в ведущие московские вузы.

Выпускница 2017 года, медалистка Диана Гайнуллина в свою альма-матер заглядывает частенько. Ныне она — второкурсница факультета журналистики МГУ, причем поступила не по результатам ЕГЭ (хотя литературу она сдала на 100 баллов), а как победительница олимпиады «Ломоносов». «Почему в свое время пришла именно в пансион? Папа служил в Башкирии. Приходила к нему в часть чуть ли не каждый день, так и привыкла. В пансион прихожу до сих пор, потому что много совместных проектов с девчонками. Хочется, чтобы они как можно раньше определились с выбором будущей профессии. Сейчас планируем встречи с интересными людьми, в том числе преподавателями МГУ, запускаем школьные СМИ, телевидение у них уже есть». Она говорит, что очень благодарна воспитателям в пансионе, которые научили ее правильно составлять распорядок дня. «Иногда сидела за уроками часов до 11. Так боялась плохо сдать, что могла заниматься вечно. Приходилось уговаривать меня: «Диана, пора спать!» Сейчас-то, в студенческой жизни, я понимаю, как это важно — высыпаться».

В 2016 году по инициативе министра обороны зародилась одна добрая традиция: вручать в честь окончания пансиона серебряный перстень с красивой гравировкой. Подобные украшения появились еще в пушкинские времена, выпускники Царскосельского лицея, в том числе и сам Александр Сергеевич, дорожили такими памятными кольцами в виде сомкнутых человеческих рук.

На украшениях, которые получают девушки, изображена книга и распустившаяся роза. Девиз пансиона: «В знании — сила, в красоте — спасение, в служении — судьба».

Каждый май выпускницы оставляют на аллее роз, есть здесь и такая, закрытую капсулу с пожеланиями вновь поступившим пятиклассницам и напутствиями будущим одиннадцатиклассницам, которые идут вслед за ними. В сентябре перед началом учебного года «секретик» извлекают и читают все вместе. Это тоже добрая традиция. И пусть каждый раз там написаны новые слова, общий их смысл остается прежним, словом и делом своим не посрамить Отечество: «В служении — судьба».


Фото на анонсе: Кирилл Каллиников/РИА Новости