26.01.2016
Богатые тоже жалуются
В России ежегодно из-за неисправности лифтов, по сводным данным МЧС, Национального лифтового союза и Национального союза страховщиков ответственности, гибнет от 10 до 12 человек. Возможно, эта статистика и не полная — единой базы подобных несчастных случаев нет даже в Ростехнадзоре. Чаще всего известие о происшествии не выходит за пределы региона. Но случившееся в престижном районе на берегу Строгинской поймы явно выбивается из общего ряда. Трагедия произошла не в обветшалой панельке, а в ультрасовременном элитном жилом комплексе «Алые паруса». Люди выкладывали за эти квартиры десятки, а то и сотни миллионов рублей, им обещали не только роскошное, но и безопасное жилье. Однако столкнулись они с теми же проблемами, что и рядовые россияне в своих стареньких девятиэтажках.
Лифт, куда вошла 36-летняя Ирина Володина, рухнул на дно шахты с высоты седьмого этажа. По горькой иронии судьбы, ее муж Алексей Володин работает заместителем гендиректора компании «ВТБ Страхование». Именно там была застрахована гражданская ответственность владельцев лифта-убийцы — управляющей компании ООО «ДС Эксплуатация», обслуживающей все дома, возведенные компанией «Донстрой».
— По закону каждый россиянин имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в результате аварии на опасном объекте, включая и лифты, — пояснил Андрей Юрьев, президент Национального союза страховщиков ответственности. — А в случае летального исхода иждивенцы погибшего получают компенсацию в 2 миллиона рублей и еще 25 000 рублей на похороны.
Получается, теперь сам вдовец будет оформлять своим же несовершеннолетним дочерям траурную выплату...
Есть в этой трагической истории еще одна знаковая деталь. Погибшая была активным участником инициативной группы жильцов, взявшейся жестко контролировать деятельность управляющей компании. Оказывается, лифты в этом супердорогом жилкомплексе выходили из строя постоянно — чуть ли не с самого дня сдачи в эксплуатацию. А между тем, как сообщила «Культуре» жительница одного из корпусов Татьяна Мостовщикова, коммуналка здесь нешуточная: однушка площадью около 60 кв. метров обходится в 18 000 рублей в месяц. При этом проблемы с лифтами не решаются годами.
— Мы даже на портале правительства Москвы оставляли жалобу, но никакой помощи не получили, — говорит Татьяна. — Может, не поверили, нас же толстосумами считают...
Вот выдержка из протокола одной из встреч инициативной группы с руководством управляющей компании и ООО «Лифтгарант», обслуживающим подъемники в «Парусах» (стиль оригинала сохранен). На встрече, кстати, присутствовала и Ирина Володина.
2.3. В корпусе В с мая 2013 года не работает лифт, который вышел из строя в результате пожара. Управляющий Комплексом, Дауэ А.Б., и Главный инженер, Щербак И.И., пояснили, что поломка произошла из-за протечки воды на 29-м этаже в лифтовую шахту. Нужна замена лифта. Бойков А.В. считает, что нужно дополнительно собрать средства на замену лифта с собственников. Жители с этим категорически не согласны, так как считают, что протечка, вызвавшая пожар в лифтовой шахте, произошла по вине управляющей компании...
2.5. Жители указывают на то, что лифты, сломавшиеся в пятницу, нередко стоят неработающими до понедельника. Представитель ООО «Лифтгарант» пояснил, что обслуживание лифтов и сейчас круглосуточное, но иногда бывают нужны запчасти, которых нет в наличии, и в выходные дни их найти затруднительно...
2.7. Жители 1 корпуса жалуются на длительное ожидание лифтов — часто работает только один лифт. Управляющий Комплексом, Дауэ А.Б., пояснил, что сейчас идут работы на технических этажах, вычищают, вывозят мусор, ремонтируют, поэтому один лифт часто бывает занят...
2.8. Жители также жалуются на непригодное состояние внутренних панелей лифтов (исчерчены). Управляющий Комплексом, Дауэ А.Б., пояснил, что внутренние панели портят сами жители.
Перечислять претензии можно долго. Оплавленные кнопки, перегоревшие лампочки, которые не меняют неделями, лифты, регулярно застревающие между этажами... В результате цепь мелких, казалось бы, недочетов привела к трагедии.
Свободу «стрелочнику»
В ЖК «Алые паруса» стоят лифты фирм Otis и LG. Авария произошла с лифтом Otis, собранным в 2002 году на заводе в Санкт-Петербурге. Монтировался специалистами московского филиала в 2004-м. Затем был передан на баланс управляющей компании, а та наняла для обслуживания частное ООО «Лифтгарант». Подъемное устройство, изготовленное солидной фирмой, не выработало и половины ресурса, устанавливали его профессионалы, прошедшие соответствующее обучение. Тогда почему же произошла трагедия?
Официальная версия будет озвучена только после 4 февраля, когда закончат работу эксперты. Хотя электромеханику Алексею Белоусову уже предъявлено обвинение: его заключили под стражу 15 января, на следующий день после аварии. Ему вменяется ч. 2 ст. 238 УК РФ: оказание услуг и выполнение работ, не отвечающих требованиям и повлекшее по неосторожности смерть человека — до шести лет лишения свободы. Как считает следствие, Белоусов по невнимательности или из-за низкой квалификации замкнул два контакта в обход датчика безопасности на щитке управления лифтом. В результате выдвигающиеся в аварийной ситуации металлические клинья-ловители не задержали падающую кабину. Если бы они сработали, женщина могла бы выжить.
Но почему упала кабина? Версий множество. Есть даже конспирологическая: мол, аварию подстроила некая фирма-конкурент, занимающаяся обслуживанием лифтов. Более обоснованным выглядело предположение, что сбылись пророчества, звучавшие еще на этапе строительства. «Алые паруса» возводились в районе, где много подземных рек и ключей, а потому изначально существовал риск, что фундамент комплекса «поплывет». Сейчас многие думают, что мрачный прогноз сбылся: дом сместился, перекосились направляющие в лифтовой шахте, это привело к разлому кабины. Однако если бы фундамент поплыл, то в первую очередь это было бы заметно на стенах комплекса: в квартирах осыпалась бы штукатурка, возникали бы разрывы на обоях, трещины на стенах.
По другой версии, у лифта по какой-то причине просто отвалилось дно. В компании «Otis», где тоже пытаются определить причину трагедии, мне неофициально сообщили, что этот вариант рассматривался, но считается маловероятным: все кабины перед отправкой с завода проходят серьезные испытания. К тому же пол жестко связан с самим каркасом. На практике таких аварий никогда не было.
Версия третья: обрыв троса. По информации источников, близких к следствию, она и считается основной. Но кабина высотного лифта висит, как минимум, на четырех тросах. И каждый способен самостоятельно удержать ее даже при максимальной загрузке. Выходит, та существенно превысила расчетную, даже с учетом запаса прочности? Откуда взялся этот лишний груз? Предполагается, что оторвать кабину мог рухнувший на нее противовес либо его части — подвешенные бетонные блоки или металлические чушки, помогающие двигателю лифта компенсировать вес кабины и пассажиров. Но вот почему это произошло, эксперты пока не говорят. Есть только предположения: от некачественного монтажа и обслуживания до разрушения проржавевших крепежных болтов. Интересно, а если бы ловители были в порядке, сумели бы они задержать несущуюся вниз махину с противовесом? Тоже вопрос. От ответа на него, кстати, зависит и степень наказания монтера Белоусова.
Сам 28-летний мужчина вины не признает. А его родственники и друзья открыли в соцсетях страничку, где собирают подписи под петицией за освобождение Алексея. Поддержку ему выразили уже около 3000 интернет-пользователей. Согласны с тем, что Белоусова попросту хотят сделать козлом отпущения, и многие жители самого ЖК «Алые паруса». Вот несколько цитат с форума обитателей комплекса.
«Давайте заступимся за того, кто не виноват. И все вместе будем требовать найти истинного виновника!» «Ослу понятно, что не в нем одном дело. Кого проще, того и поймали». «Что он не виноват — пока доподлинно не известно (хоть и вероятно). Но зачем в СИЗО сразу? И почему только его одного?»
Ищите мастера
До 2013-го все организации, обслуживающие лифты в жилых домах, руководствовались федеральными «Правилами устройства безопасной эксплуатации лифта». Последние три года вместо этого документа действует «Технический регламент Таможенного союза», в нем есть раздел «Безопасность лифтов». По сути, это просто описание устройства и возможностей подъемника — применяемые термины, детали и механизмы, возможность пользования инвалидами и т.д. О правилах монтажа и технического обслуживания говорится лишь, что они должны проводиться «квалифицированными специалистами в соответствии с инструкцией производителя». Кто же они — те, от кого зависит наша безопасность?
— Да хоть мы с вами, - огорошивает меня Дмитрий Пчельников, технический директор экспертной компании «Городской центр экспертиз — Север». — Откроем завтра ООО, где запишем в уставе, что занимаемся обслуживанием лифтов. Наймем одного электромонтера с липовым дипломом и парочку гастарбайтеров, которые «плюс» от «минуса» в состоянии отличить. Потом начнем плотно работать с главами управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК. За откаты получим объект, и все — гребем деньги. Сейчас стоимость обслуживания одного лифта в месяц 5–7 тысяч рублей в зависимости от высоты дома и грузоподъемности. Девятиэтажка с шестью подъездами и двумя лифтами в каждом приносит около 70 тысяч рублей в месяц. А если у вас таких домов десяток или больше, а работников лишь один-два? На монтаж лифта нужна лицензия, а на его обслуживание — уже нет. Правда, раз в год фирма обязана проходить проверку в Ростехнадзоре. Но, во-первых, четкие требования к таким организациям еще окончательно не сформированы, а, во-вторых, кто мешает перед проверкой закрыть одну фирму и тут же учредить новую?
По словам эксперта, всевозможным управдомам выгодно работать с компаниями-однодневками, даже если они и не рассчитывают на них нажиться. Ведь эти фирмочки отчаянно демпингуют, что позволяет жилтовариществу прилично сэкономить. Сейчас на столичном рынке работает более сотни компаний, специализирующихся на техобслуживании лифтов. Подъемников в городе 110 000: больше половины обслуживает «Мослифт», на втором месте — «Мос Отис», далее расположились мелкие частные организации, имеющие «на балансе» от десятка до сотни зданий.
После трагедии в «Алых парусах» из всех регионов поступают заверения властей, контролирующих и надзорных органов: мол, ужесточим, проведем внеплановые проверки.
— А кто работать-то будет? — смеется Николай Селенков, директор столичного Политехнического колледжа им. П. Овчинникова. — Прокуроры и чиновники сами в лифтовые шахты полезут? В стране исчез грамотный технический персонал — вот в чем проблема. В Москве только два учебных заведения выпускают электромехаников, которые могут обслуживать лифты. Это 50 человек в год — штучный товар! Учатся ребята после девятого класса три года, и уже на последнем курсе отбоя нет от работодателей.
Но в колледжи за толковыми специалистами идут лишь грамотные и дальновидные руководители, глупые и жадные обходятся неумехами и гастарбайтерами. В советские времена специалист обслуживал не более 20 лифтов. Каждые три дня проводилось ТО-1: проверка элементов, вероятность поломки которых наиболее высока (тормозное устройство, замки и контакты дверей, освещение, сигнализация). Раз в три месяца — ТО-2: датчики, канаты и противовесы, некоторые другие элементы конструкции. А раз в полгода — осмотр рубильника, ловителей и всей электропроводки.
Все это в прошлом. Сейчас на одном мастере в Москве может «висеть» до ста механизмов, в регионах — 40–70. О тщательности тут говорить не приходится. Кстати, арестованный электромонтер до аварии провел на дежурстве двое суток — график у него «два через два». Спал урывками, если вообще спал.
В ожидании капремонта
По обыкновению, после резонансных происшествий все дружно задумались, как такое могло произойти и что делать, дабы не допустить новых ЧП. В Госдуму уже внесен законопроект, ужесточающий требования к безопасности эксплуатации и своевременности проведения капитального ремонта лифтов. Правила должны быть одинаковыми для всей страны. Контроль за выполнением предполагается возложить на некий федеральный центр, при этом губернаторы будут нести персональную ответственность.
К депутатам обратились и представители Национального лифтового союза с просьбой законодательно установить, чтобы право на обслуживание лифтов предоставлялось только специалистам, получившим сертификат завода-изготовителя.
— Сложилась ситуация, когда компании-производители не имеют никакого отношения к тому, что они изготовили, — комментирует инициативу Сергей Заика, гендиректор Карачаровского механического завода, крупнейшего еще в СССР производителя подъемных устройств. — Обслуживанием в итоге занимаются ремонтники, не прошедшие специального обучения по эксплуатации и ремонту лифтов конкретного завода. Получается, спросить с производителя нельзя, поскольку он не контролирует, правильно ли эксплуатируют лифт, грамотно ли ремонтируют.
Впрочем, поправки пройдут все инстанции не ранее чем через полгода. А пока о переменах к лучшему говорить не приходится.
— Допустимый срок эксплуатации лифта — 25 лет, — говорит Дмитрий Пчельников. — Потом проводится экспертиза: специалисты могут разрешить продлить срок его службы (максимум на три года) либо вынести заключение о замене.
Менять старые лифты должны региональные власти в рамках программ капитального ремонта, которые финансируются частично и за счет обязательных платежей граждан. Они же, власти, устанавливают и очередность ремонтов. На практике получается так: если жильцы будут «долбить в темечко» депутатов и градоначальников, то их дом поставят на капремонт раньше, чем другой, может быть, еще более аварийный, но с менее активными обитателями.
— Возможны и коррупционные схемы, — не скрывает Пчельников. — В первую очередь под ремонт идут здания, где проживают друзья, родственники тех, от кого зависит это решение.
Вечная проблема — деньги. До лифтов финансовые потоки порой не доходят — хватило бы на стены, чтобы не рухнули. Неудивительно, что, по данным Национального лифтового союза, в среднем по России уже каждый четвертый лифт работает дольше 25 лет. Есть регионы, где замены или капремонта требует каждый второй.
Всего в стране около 433 000 лифтов. В 2015-м заменили 9518. Из них 70 процентов приходятся на три региона — Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. А вот в Архангельской, Брянской, Волгоградской, Воронежской, Костромской, Тульской, Ярославской областях, Карелии и Карачаево-Черкесии за минувший год не был заменен ни один лифт. Неужели ждать новостей об очередных ЧП?
Сейчас управляющая компания «ДС Эксплуатация» проводит проверку лифтов в «Алых парусах». Но жильцы ей уже не доверяют. Инициативная группа написала письмо президенту Путину, в котором отмечается: с 2012 года в органы исполнительной власти и правоохранительные органы было направлено более 2,5 тысячи жалоб на некачественную работу УК. «Мы хотим, чтобы в будущем такие трагедии не повторялись, чтобы наши семьи не подвергались опасностям», — говорится в обращении. Люди просят, чтобы президент дал указание Минстрою РФ совместно с правительством Москвы «осуществить комплексную проверку технического состояния зданий ЖК «Алые паруса». Также в письме выдвинуто требование об отзыве лицензий у ЗАО «Донстрой», которая возводила ЖК, и у «ДС Эксплуатация». Тем временем сама управляющая компания объявила о расторжении контракта с фирмой «Лифтгарант».
Дочь главы Гостелерадио погибла, внучка — выжила
Ирина Володина — дочь знаменитого диктора Евгения Кочергина. Несколько десятилетий назад он вел главную информационную программу страны — «Время», комментировал церемонии открытия и закрытия Олимпиады-80. Когда-то при похожих обстоятельствах погибла дочь еще одного крупного деятеля советского ТВ — председателя Гостелерадио СССР Сергея Лапина.
В 1979 году Мария Лапина собралась на улицу со своей годовалой дочерью, которая находилась в коляске. В лифт она входила спиной, обернувшись лицом к девочке. Но двери раскрылись, а кабины за ними не оказалось. Женщина этого не видела, сделала шаг и упала в шахту, машинально потащив за собой коляску. Мария Лапина разбилась, а малютка уцелела — коляска упала на тело матери, это смягчило удар...
Девочка пережила трагедию без последствий для здоровья, и сейчас Евгения Лапина-Порватова — актриса. Ее отец Андрей Порватов — профессор Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.
— Мои соболезнования родным и близким женщины, погибшей в «Алых парусах», — первое, что сказал Порватов в ходе нашего разговора. — В 70-х никакой информации о том, что с лифтами случаются аварии, не было, все считали их абсолютно надежными механизмами. Уверен, что Мария до того случая десятки раз заходила с ребенком в кабину точно так же, спиной, «на автомате», не глядя, пришла ли кабина... Потом был суд. По версии следствия, лифт внезапно переключился на аварийный режим и завис этажом выше. В этом обвинили электромонтера, который его обслуживал. Отправили в колонию на год или два — я уже не помню. Считаю, парня просто сделали «стрелочником» — было же у него начальство, которое должно контролировать состояние лифта. Никаких извинений, а уж тем более компенсаций нам не выдали — тогда это было не принято. Да и вряд ли мой тесть, председатель Гостелерадио, стал бы что-то просить. История была шумная, и как раз после нее у лифтовых кабинок, в газетах, на информационных стендах появились «Правила пользования лифтами» — раньше их точно не было. Боялись ли я, родные или друзья после этого случая ездить на лифтах? Нет, разумом понимал: то была случайность. А дочка обо всем узнала в 5-6 лет. Лифтов она тоже не опасается. Правда, я ее обучил «Правилам пользования» едва ли не раньше, чем она начала читать.