Ровно 70 лет назад, 5 июля 1943 года, началось знаменитое сражение на Курской дуге. Именно оно оказалось переломным событием в Великой Отечественной войне, это после него всему миру стало окончательно ясно, что «враг будет разбит, победа будет за нами». О великом сражении рассказывает доктор исторических наук Александр Вдовин.
культура: Какой была общая ситуация на фронте к лету 1943-го, в преддверии Курской битвы?
Вдовин: Фронт стабилизировался. Стороны готовились к летней кампании. Немецкое командование с апреля разрабатывало операцию «Цитадель», надеясь «добиться успеха быстро и тотально». Планировалось разгромить войска Центрального и Воронежского фронтов, образовавших так называемую (по конфигурации линии фронта) Курскую дугу, и развить наступление на Москву.
Вдовин: Для осуществления операции немцы сконцентрировали на этом участке свыше 900 тысяч человек, около 100 тысяч орудий и минометов, 2 700 танков и штурмовых орудий, более 2 000 самолетов. Пополнения войск удалось достичь за счет тотальной мобилизации. Советское командование своевременно разгадало вражеский замысел и разработало ответный план, рассчитанный на то, чтобы сначала обескровить врага в оборонительных боях, затем перейти в контрнаступление.
культура: Только ли разгадало? Неужели военачальники в решении таких вопросов полагаются лишь на собственную смекалку и профессиональный опыт?
Вдовин: В ситуации с подготовкой к Курской битве немалую роль действительно сыграло умение разгадывать стратегические замыслы противника. Но, разумеется, одного этого было недостаточно для принятия ответственных решений. Большую помощь в подготовке к битве на Курской дуге оказала разведка. Причем важные сведения об операции «Цитадель» были получены из Британии. Английские криптографы еще в июле 1941-го разгадали код немецкой шифровальной машины «Энигма», используемый на Восточном фронте. Расшифрованная «Энигма» позволяла следить за «Цитаделью», начиная с 15 апреля. Сыграли свою роль и сведения, поступавшие от агентурной группы лондонской резидентуры советской разведки, известной как «Кембриджская пятерка». Джон Кернкросс, один из членов пятерки, накануне Курской битвы сообщил о дислокации на этом направлении 17 немецких аэродромов. Благодаря этим сведениям советская авиация уничтожила 500 самолетов противника.
культура: О том, как начиналось Курское сражение, рассказывается в знаменитой киноэпопее «Освобождение». Действительно ли существовал перебежчик, за несколько часов предупредивший о немецком наступлении?
Вдовин: Да, так в общем-то все и было. Немецкие пленные, как их называли, «языки» (на самом деле пленных, давших показания о начале наступления, было несколько, а не один, как в фильме), сообщили, что наступление назначено на 4 часа утра 5 июля. Таким образом, удалось уточнить сведения о начале наступления, которое ранее неоднократно переносилось. Командующие фронтами генералы армии Рокоссовский (Центральный) и Ватутин (Воронежский) приказали упредить наступление артиллерийской контрподготовкой. Однако несмотря на это, противнику, который все же начал утром 5 июля наступление, удалось вклиниться в нашу оборону на отдельных участках до 10–35 км. На северном крыле курского выступа немцы к 7 июля продвинулись к населенному пункту Поныри, который стал, как отметил один из германских участников событий, «Сталинградом» Курской битвы». Здесь произошло мощное сражение между ударными частями трех немецких танковых дивизий и советскими войсками 2-й танковой и 13-й армий. Потеряв до 50 000 человек убитыми и около 400 танков, противник вынужден был прекратить наступление.
культура: На южном направлении немцы действовали активнее…
Вдовин: Да, на южном участке курского выступа кульминация битвы пришлась на седьмой день немецкого наступления. На рассвете 12 июля в расположении войск Воронежского фронта, у станции Прохоровка, на поле примерно 7 на 5 километров, началось сражение, в котором во встречном бою сошлись до 1200 советских и немецких танков и самоходных орудий. Невиданная битва продолжалась 18 часов кряду и затихла далеко за полночь. На поле остались остовы 300 немецких танков из 400, участвовавших в наступлении. Среди них — 70 новых «тигров». Советские войска потеряли в этом сражении 500 из 800 танков. Битва не закончилась в один день, хотя потери немцев были такими, что уже нельзя было рассчитывать на решающий прорыв. Тем не менее три последующих дня они бросались на Прохоровку, но пробиться ни через нее, ни в обход не смогли.
15 июля операция «Цитадель» была прекращена, немцы перешли к обороне. Командующий группой армий «Юг» генерал-фельдмаршал Манштейн и его штаб полагали, что для активных действий у советской стороны сил не осталось. Это было ошибкой: маршалы Жуков и Василевский уже приступили к реализации второй части плана. Еще 12 июля войска Брянского, Центрального и части Западного фронтов перешли в наступление на орловскую группировку противника (операция «Кутузов»), первым крупным результатом которого стало освобождение Орла 5 августа. 3 августа началось осуществление белгородско-харьковской наступательной операции «Румянцев». 5 августа был освобожден Белгород, 23-го — Харьков. Примечательно, что 5 августа, впервые за годы войны, Москва салютовала в честь освобождения Орла и Белгорода.
культура: Каковы итоги Курского сражения?
Вдовин: Самый главный итог — всевластие вермахта на полях сражений кончилось. Элитную танковую дивизию «Мертвая голова» немцы были вынуждены вывести из фронтовой полосы. Танковая армия генерала Гота потеряла половину личного состава и машин. Однако тяжелые потери понесли и советская 5-я гвардейская танковая армия, два танковых корпуса и пехотинцы 5-й гвардейской армии. В боях на Курской дуге полегло 70 тысяч человек, а всего пали смертью храбрых при осуществлении операций «Кутузов» и «Румянцев» 183 000 наших воинов. Потери огромные. И все же великая победа под Курском была достигнута меньшей, чем прежние, кровью. Например, Сталинград унес жизни 470 000 наших солдат и офицеров. Напротив, все более ощутимыми становились потери германской стороны. По данным немецких источников, с начала войны по 31 августа 1943 года вермахт потерял на Восточном фронте 548 500 солдат и офицеров убитыми и более 2 млн ранеными. Увеличивалось число военнопленных противника. Восполнить эти потери Германии оказалось очень трудно. В отличие от нее, советская сторона располагала возможностями возместить относительно большие потери своих войск и наращивать их превосходство. И в этом смысле значение Курской битвы как этапа коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны переоценить невозможно.