«Мы завалили немцев не трупами, а железом»

Нильс ИОГАНСЕН

22.06.2013

«22 июня 1941 года Гитлер отчаянным упреждающим ударом остановил нашествие 25-тысячной орды советских танков на Европу», — такой информацией отдельные псевдоисторики уже третье десятилетие потчуют россиян. Но западная байка легко разрушается простой статистикой. О бронетанковых силах СССР и Германии в Великой Отечественной войне «Культуре» рассказал историк бронетехники Максим Коломиец.

культура: Один из основных аргументов писателя Виктора Суворова об агрессивных намерениях Сталина — 25 000 советских танков, которые стояли на западных границах СССР против 3500 немецких. План «Гроза» — нападение на «мирную» Европу — при таком соотношении сил выглядит довольно убедительно...

Коломиец: «Грозу» в ходе своих 20-летних изысканий в военных архивах СССР я, действительно, встречал. Как писал в служебных воспоминаниях (существует у военных такой жанр) один командир, при получении сигнала «Гроза» он обязан был вскрыть некий пакет и действовать согласно означенным в документах предписаниям. 22 июня офицер его распечатал, но ничего экстраординарного не обнаружил. Двигаться туда-то, соединиться с теми-то, не более того.

Теперь о танках 22 июня 1941 года. В приграничных западных военных округах суммарно их было 13 тысяч. Вот только это внушительное число стоит минимум ополовинить.

культура: Было много устаревшей бронетехники?

Коломиец: Небоеспособной. Новых машин в приграничных военных округах насчитывалось порядка двух тысяч, это Т-34 (около тысячи), КВ (чуть менее пяти сотен) и последние модификации БТ и Т-26. Двадцать процентов всего парка представляли собой откровенную «недвижимость», а из оставшихся около трети были условно боеспособны. Но и абсолютно исправные, практически новые, с большим моторесурсом машины опять-таки не могли вести активные наступательные действия. Да и оборонительные, как показала практика, тоже.

культура: Чего не хватало — снарядов, запчастей или опытных танкистов?

Коломиец: Всего перечисленного. К 76-мм орудиям на Т-34 и КВ до июня 1941 года имелось крайне мало снарядов, во многих частях они вообще отсутствовали. Почти нигде не было 76-мм бронебойных. К 45-мм пушкам БТ и Т-26, которые выпускались десяток лет, наличествовало максимум по паре боекомплектов, а склады находились далеко от фронта. Горючего — в среднем на полторы заправки. Базы ГСМ — за десятки и сотни километров от границы. Отсутствовали запчасти. Эти факты — а их легко проверить в скучных и давно рассекреченных донесениях тыловиков, — разбивают концепцию наступательной «Грозы».

Вот любопытный случай. Незадолго до начала войны во 2-ю танковую дивизию (Прибалтийский ОВО) приехали представители завода-изготовителя. По фактам выявленного брака, производить гарантийный ремонт — рядовой случай. Но в тот раз посещение части стало шоком. Оказалось, что нет оборудования, а техники не знают, с какой стороны подойти к новым танкам. Оперативно организовали курсы «ликбеза», из подручных средств сделали специальный кран. И так, увы, в начале 41-го было всюду. Подобной шефской помощи не хватало, с кадрами в танковых частях ситуация обстояла плохо.

культура: Только с ремонтом?

Коломиец: Вообще. Не более 15 процентов бойцов можно было считать подготовленными танкистами. Число новых машин росло, проблем — тоже. До конца 41-го в приграничные округа планировали поставить более трех тысяч танков.

культура: Последний Ваш довод подтверждает слова Суворова о том, что Гитлер успел ударить буквально «за день» до того, как Красная армия стала несокрушимой...

Коломиец: Она могла таковой стать, если бы 22 июня не началась война, не ранее лета 1943 года. Я перечислил далеко не все проблемы, которые имелись в танковых войсках.

Как известно, в 1940-м приняли решение о начале формирования механизированных корпусов, в каждом из которых должны были числиться две танковые и одна моторизованная (легкие машины — БТ) дивизии. Всего корпусов вначале предполагалось создать девять, но потом их число увеличили до тридцати. Документ на дополнительные 21 мехкорпус подписал новый начальник Генштаба Георгий Жуков.

На 30 корпусов требовалось порядка 100 тысяч офицеров и воентехов, но с 1931 года подобных специалистов военные училища произвели всего 24 тысячи. Четвертую часть! Более того, параллельно с формированием корпусов продолжалось сколачивание танковых бригад старого формата. Потом их разукомплектовывали. Сохранились воспоминания рядовых танкистов, которые жаловались, что за полгода у них менялось по несколько командиров.

При этом отсутствовало понятие о том, как вообще управлять мехкорпусом, организовать связь, снабжение. Первое учение в масштабах механизированного корпуса планировали на сентябрь 41-го, под Москвой. В июне можно было говорить только о боевой слаженности на уровне взводов и рот.

На сей счет есть немало неприятных версий. Решения принимали нарком обороны Тимошенко и Жуков. Они обладали всей статистикой о состоянии техники, ее пополнении, боеприпасах, ГСМ, запчастях, кадрах. Но есть, на мой взгляд, ряд неоднозначных моментов.

культура: Конспирология?

Коломиец: Отнюдь — сухие строки скучных донесений с архивных полок. В Прибалтийском округе, на который немцы бросили более полутора тысяч танков, только на второй день удалось наладить снабжение горючим. Его просто не было. Не завезли, как и боеприпасы, хотя командование буквально бомбардировало заявками штабы. Там-то запросы и оседали.

Отсутствовали автомобили, заправщики, тракторы, мотоциклы связи, ремонтные «летучки». Танковые войска переформировывали самым странным образом, и закончиться этот процесс мог не ранее чем через пару лет. Когда стало бы понятно, к какой структуре стремятся полководцы, для чего она нужна и как ею управлять.

культура: Все равно получается, что боеспособных танков у СССР было в два раза больше...

Коломиец: Не в два. 22 июня 1941 года вермахт бросил на нашу страну более 3500 только танков. И еще примерно 500 самоходок Sturmgeschutz III и Panzerjager. А советские шесть-семь тысяч реально боеспособных машин надо было «размазать» по четырем тысячам километров западной границы — от Карелии до Черного моря.

культура: Совсем грустная картина получается, странная и не героическая...

Коломиец: Объективная. Героизма как раз хватало, о чем свидетельствуют сами немцы. «Русские танкисты умирают, но не сдаются», — писали домой военнослужащие Панцерваффе (танковые подразделения вермахта). В письмах они рассказывали родным и близким, как горящая бэтэшка продолжала ехать и стрелять по врагу, пока не взорвалась от детонации боекомплекта; как экипаж КВ, у которого кончилось горючее, бился до последнего патрона и погиб в подорванной машине. Об этом сегодня почему-то мало пишут. Как не упоминают и о том, что еще 18 июня было отправлено распоряжение о приведении частей западных округов в боевую готовность и выведении их в полевые районы. Прибалтийский округ приказ выполнил, Киевский тоже, а вот на Белостокском выступе войну встретили в казармах.

культура: А как же тезис западных историков — «завалили трупами»? За годы войны в СССР выпустили более ста тысяч танков, в Германии — в три раза меньше.

Коломиец: Не в три, а в два с небольшим — 102 тысячи против 45 тысяч немецких. Завалили не трупами, а железом. И правильно сделали. Его у нас много. Проще сделать новый танк, более совершенный, чем ремонтировать подбитый. А экипажи как раз старались беречь. Но немцев сгубило и воровство.

культура: Это же наша национальная беда...

Коломиец: Отнюдь. Советский Ordnung превосходил германский в разы. Вот всего пара фактов. Как известно, немецкие танки были бензиновыми, с карбюраторными моторами Maybach. Якобы потому, что в Рейхе отсутствовало дизтопливо, а вот искусственный бензин из угля в Германии производили в большом количестве. В конце 1944 года, когда стало совсем туго, в Панцерваффе приняли план реформ. Все машины должны были стать дизельными, в том числе «Тигры» и «Пантеры». Солярка на самом деле производилась, тоже синтетическая, и хорошая. Но химики и двигателисты из Maybach лоббировали свою продукцию. Прибыль — Uber Alles, превыше всего!

Или история с PzKpfw VI Ausf.B Tiger II, он же «Королевский тигр». Конструкция доктора Фердинанда Порше была в два раза дешевле и менее затратной в эксплуатации. Гениального инженера отправили разрабатывать никому не нужный танк-гигант Maus. И ведь сделал, причем довольно оригинальный.