Александр БАРАНЦЕВ, Белозерск
06.06.2013
В прошлом году мы отмечали 1150-летие зарождения российской государственности: вновь прокатилась волна обсуждений норманнской теории, праздновали в Новгороде и в Москве, Изборске и затерявшемся на карте необъятной родины Белозерске. А ведь и из этого города, спрятанного от железных дорог и внимания туристов, «есть пошла Русская земля».
Белозерск расположен в Вологодской области, на полпути от Москвы до Архангельска. Он старше не только столицы, но и тысячелетних Казани и Ярославля. Существует версия, что когда-то город втрое превосходил Киев времен Ярослава Мудрого. Но исследовать то поселение сегодня невозможно — территория древней северной столицы оказалась затопленной во время строительства Волго-Балта в 1964 году. Город несколько раз перемещался по берегам большого и неспокойного Белого озера: с северного на южный, к устью реки Шексна, затем на запад — прочь от чумы. Поэтому, сохранив древнее имя, он помолодел, — правда, в свете его богатой истории не так уж существенно. В августе прошлого года Белозерск отметил 1050-летний юбилей. Однако впервые город упоминается еще в «Повести временных лет», как ровесник российской государственности: «И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске».
В древнем городе насчитывается более пятидесяти памятников архитектуры. И это не только классицистические купеческие особняки XIX века. Почти нигде кремлевский вал не сохранился столь же хорошо.
В одной из рукописей Соловецкого монастыря XVII века описывалось, как на белозерской земле была возведена первая церковь: «… жили люди некрещеные, и как учали креститися и веру христианскую спознавати, и они поставили церковь… да как начали Евангелие чести, ино грянуло не по обычаю, как бы страшной, великой гром грянул и вси люди уполошилися… ино в прежние лета ту было молбище за олтарем, береза да камень, и ту березу вырвало с корнем, да и камень взяло из земли да в Шексну и потопило». С тех пор как исчезли языческие жертвенники, белозерская земля видала немало святынь и чудес. В городке, который ныне насчитывает около десяти тысяч жителей, сохранилось тринадцать церквей. Правда, та первая, в честь Василия Великого, до нас не дошла. Действующих храмов — всего два. Еще в двух до сих пор расположены магазины, в четырех — музеи, остальные стоят в развалинах…
Но, к счастью, уцелел главный собор местного кремля — Спасо-Преображенский. Он был заложен в 1667 году, строился «казною великого государя и подаянием всяких людей». Снаружи — простая русская церковь: массивный скромно украшенный четверик, пять величавых куполов. Но внутри она таит настоящее барочное буйство цвета и позолоты. Здесь сохранился уникальный резной деревянный иконостас конца XVIII – начала XIX века. Такое обилие скульптуры и резьбы редко встретишь в православном храме. Стройный, изящный «столичный» иконостас, выполненный по проекту Василия Баженова, оживляется архаичной провинциальной пластикой работы местных мастеров. Однако многие детали убранства утрачены, как, например, декор царских врат и коленопреклоненная фигура Иоанна Богослова. Скульптурные изображения Аарона, Моисея и ангелов были переданы в череповецкий музей еще в 1915 году.
В советское время храм не разрушили и не забросили. До 60-х здесь проводились службы в летнее время. В 70-90-е собор даже реставрировался, вот только не все работы пошли на пользу. Из-за строительной ошибки в фундаменте стала скапливаться вода. Влага проникала в храм, выступала на стенах, оседала на уникальном иконостасе. В 1989-1992 годах здесь проводились археологические исследования. Когда раскоп подошел к церкви, из фундамента потоком хлынула вода…
Непростую задачу по восстановлению Спасо-Преображенского собора взяла на себя компания ООО «Архстроймеханизация», в активе которой — огромный опыт: десятки восстановленных храмов и исторических мест по всей России. Именно благодаря квалифицированным сотрудникам «Архстроймеханизации», их ответственному подходу к работе, белозерский храм встретил юбилей древнего города во всей своей красе и сегодня радует поистине праздничным убранством.