31.08.2021
Какова история возникновения этих идей? Что лежит в их основе? И каким был бы мир, если бы конкретная идея стала главенствующей? Рассмотрим эти вопросы в нашем новом материале.
Как мы анализировали идеи
Хотя мы приняли решение не оценивать каждую идею в баллах и не составлять итоговый рейтинг с оценками, мы постарались провести их сравнение по одним и тем же критериям, чтобы сопоставить их максимально адекватно. Мы проанализировали историю возникновения конкретной идеи, ее основные положения и основных идеологов, основные философские и литературные труды, раскрывающие данную идею, период расцвета интереса к ней. Кроме того, мы попытались немного пофантазировать и представить себе, каким могло бы быть человечество, если именно эта идея стала бы доминировать в мире. Подробнее рассмотрим на примере русской идеи.
История возникновения |
Идея о существовании особого русского пути и избранности русского народа возникла еще в XVI веке, когда была сформулирована концепция «Москва — третий Рим», согласно которой Москва (позже — и вся Российская империя) является преемницей Римской империи). Об исключительности русского народа задумывались и славянофилы, выступавшие против вестернизации русской культуры и видевшие ответ в православии. Сам же термин «русская идея» был введен Федором Михайловичем Достоевским в 1860 году (в объявлении о подписке на журнал «Время»), но более широкое распространение получил после 1888 года, когда философ, поэт и публицист Владимир Сергеевич Соловьев прочел в Париже доклад под названием «Русская идея». Основной темой доклада был «смысл существования России во всемирной истории». В центре русской идеи Соловьев ставил религию, а именно объединенное христианство без деления на православие, католицизм и протестантизм. По Соловьеву, русская идея не должна концентрироваться исключительно на русском народе или же на всех славянских народах, поскольку каждый этнос неразрывно связан с другими. Соловьев рассматривал русскую идею не как исключительность русского народа, а как долг России перед другими народами и ее культурно-исторический вклад в устройство всего мира — здесь мыслитель следовал принципу «всеединства», основополагающего для его философии. В трудах других философов учение о русской идее претерпело значительные изменения. |
Основные положения |
В концепции Соловьева русская идея основывается на принципах теократии как непреложной истины, наднациональной связи России с другими народами, а также всеединства. Иной взгляд на «русскую идею» был у Николая Александровича Бердяева, который, напротив, делал акцент на исключительности русского народа и существовании его особого пути и придавал идее эсхатологический характер, отмечая устремленность русского народа не к граду земному, а к граду грядущему. По мнению Бердяева, русская идея как отражение противоречий русской души являет собой Божий замысел. |
Основные идеологи |
В. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, В. В. Розанов, В. Иванов, С. Л. Франк, Г. П. Федотов, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, Н. А. Бердяев |
Основные философские и литературные труды, раскрывающие идею |
«Русская идея», В.С. Соловьев (1888);
|
Период расцвета |
Конец XIX — середина XX века. Интерес к концепции «русской идеи» возродился после распада СССР. |
Попробуем представить, каким был бы мир, если бы русская идея в нем главенствовала. В современном мире эсхатологическая концепция Бердяева представляется хотя и занятной теорией, но малоприменимой к реальной жизни: вряд ли кому-то сегодня придет в голову всерьез рассуждать о том, что ждет русский народ в граде грядущем. При этом некоторая отстраненность русского народа от града земного с его земными тяготами и проблемами имеет место. Глядя на состояние многих российских деревень (да и городов), можно допустить, что их обитатели на град земной давно махнули рукой.
Более актуальным кажется геополитический аспект русской идеи. Так, если бы русская идея доминировала в мире, территория современной России (или, по крайней мере, территория ее политического влияния) расширилась бы как минимум до границ Российской империи. Кроме того, в этом случае Россия получила бы существенно большее влияние и за границей. Попытки к усилению на международной арене в современной России, безусловно, и так предпринимаются — взять хотя бы сирийскую кампанию или дипломатические усилия нашей страны в Карабахском конфликте. В случае доминирования русской идеи и объединения христианских религий Россия могла бы взять на себя роль миротворца и глобального политического игрока в гораздо больших масштабах.
Протестантская идея
История возникновения |
Начало протестантской идеи, или протестантской этики, было положено в 1517 году, когда монах Мартин Лютер открыто выступил с критикой католической церкви из-за ее практики индульгенций и опубликовал свои «95 тезисов» (как считалось ранее, он прибил их к двери Замковой церкви в Виттенберге, однако позже эта теория была оспорена). Это послужило началом эпохи Реформации, в результате которой католическая церковь утратила былое могущество, протестантизм распространился по Европе, а затем и по Америке, а провозглашаемые протестантизмом ценности (стремление к экономии, скромность, усердие), повлияв на умы людей, способствовали переходу от феодального уклада к капиталистическому. Уже в начале XX века социолог Макс Вебер выдвинул теорию о том, что именно протестантская трудовая этика обеспечила подъем капитализма в протестантских странах: в частности, в США, Великобритании, Нидерландах. |
Основные положения |
Согласно протестантскому учению, успех в земных делах является знаком благоволения Бога, поэтому достаток и успешное ведение торговли не греховно (здесь протестантизм противопоставляет себя католицизму, где благородным считался лишь тот труд, который не приносил сверхдоходов, соответственно, «чрезмерное» богатство могло считаться чем-то греховным. Соответственно, усердный труд, приводящий к получению хорошей прибыли, в протестантских обществах считался признаком не алчности, а, наоборот, праведности. |
Основные идеологи |
Мартин Лютер, Жан Кальвин, Макс Вебер |
Основные философские и литературные труды, раскрывающие идею |
«95 тезисов», М. Лютер (1517); «Наставления в христианской вере» (1536); «Протестантская этика и дух капитализма» (1905). |
Период расцвета |
С XVI века и по сей день. |
Чтобы представить себе, каким был бы мир, если бы в нем главенствовала протестантская идея, фантазировать даже не приходится. Просто потому что в западном мире именно она сейчас и главенствует. США и Великобритания, в которых доминирует протестантизм, сегодня являются теми самыми странами, которые определяют миропорядок. Капитализм, который, по Максу Веберу, утвердился в мире именно благодаря протестантской этике, нашел свой апогей в американском обществе потребления, где вся жизнь строится вокруг бизнеса и денег.
Европейская идея
История возникновения |
После падения Византии под Европой стали понимать христианский (на тот момент католический) мир в целом — в противовес враждебному мусульманскому миру. В эпоху Возрождения идеал Европы, объединенной христианством ради противостояния исламской угрозе, выражал Эразм Роттердамский, хотя тогда идея единой Европы была абсолютной утопией: в то время даже отдельные европейские государства были раздроблены на множество княжеств. Позже к идее европейской интеграции возвращались правители различных европейских государств. Так, чешский король Георгий Подибрад предлагал европейским государям заключить договор о взаимном ненападении и взаимной поддержке в случае внешней агрессии. Проект чешского короля сильно напоминает устройство современного Евросоюза и предусматривал существование Союзного совета, в который бы входили представители государств — членов Союза, а также Союзного суда, который бы разрешал конфликтные ситуации между участниками. Французский король Генрих IV вместе со своим министром герцогом Сюлли также разрабатывал аналогичный проект, известный под названием «Великий проект», в рамках которого Европу предлагалось разделить на 15 государств с неприкосновенными границами, общеевропейские интересы должны были стоять выше национальных, участники не должны воевать между собой, а возглавлять союз должен был Высший Совет. К аналогичным идеям не раз обращались европейские политики и мыслители. Наиболее остро вопрос объединения европейских государств ради сохранения мира встал после Первой мировой войны, когда появилось много подобных проектов. Так, австрийский философ Рихард Куденхове-Калерги предлагал создать Панъевропейский союз, подразумевавший создание союза равноправных государств, общеевропейского воинского контингента, единой валюты, таможенного союза. После же Второй мировой войны, в 1951 году, было создано Европейское объединение угля и стали, куда вошли ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция и Италия. Договор о создании этого объединения и стал первым реальным шагом к евроинтеграции. |
Основные положения |
Единая Европа как оплот христианства; объединение европейских государств для поддержания мира; объединение европейских государств в целях экономики. |
Основные идеологи |
Э. Роттердамский, П. Дюбуа, Генрих IV, Ш. И. де Сен-Пьер, К. Краузе, А. де Сен-Симон, Р. Куденхове-Калерги |
Основные философские и литературные труды, раскрывающие идею |
«Проект установления вечного мира в Европе», Ш. И. де Сен-Пьер (1713); «Набросок проекта союза европейских государств в качестве основы всеобщего мира и правового единства предотвращения любых посягательств на внутреннюю и внешнюю свободу Европы», К. Краузе; «О реорганизации европейского общества», А. де Сен-Симон, О. Тьерри (1814). |
Период расцвета |
Вторая половина XX века. |
Время доминирования европейской идеи уже прошло: период ее расцвета пришелся на вторую половину XX века, когда создавалось множество объединений европейских государств, венцом которых стал Европейский союз. В наши дни и Евросоюз, и сама европейская идея постепенно приходят в упадок. Выразилось это, прежде всего, в Брекзите, однако признаки того, что европейские государства уже не так свято верят в идеалы евроинтеграции, появились еще до проведения референдума в Великобритании о выходе страны из объединения. Кризис европейской идеи стал явно заметен после наплыва беженцев в страны Европы, начавшегося в 2015 году. Тогда Евросоюз начал буквально раскалываться на два лагеря: в то время как некоторые страны (прежде всего Германия) принимали у себя мигрантов, другие отказывались от этого.
Если во второй половине XX века глобалистское движение активно набирало силу, то теперь в Европе, напротив, сильны антиглобалистские настроения. Во многих странах Евросоюза набирают популярность партии, поддерживающие национальные интересы государств, евроскептики и антиглобалисты приобретают все больше поддержки. На фоне пандемии COVID-19, в начале которой странам Евросоюза не удалось сформировать единую стратегию борьбы с коронакризисом, стало очевидно, что единая Европа сегодня — практически угасший миф, а в реальном мире каждый сам за себя.
Коммунистическая идея
История возникновения |
Хотя сам термин «коммунизм» стал широко использоваться в философии только в XIX веке, по сути коммунистические идеи появились еще в древнем мире — например, их распространяли древнегреческие софисты, практиковали ученики Пифагора. Общины, жившие по коммунистическим принципам, существовали в древнем Иране и странах Средней Азии. Коммунистические идеи мы наблюдаем, например, в «Утопии» Томаса Мора, где жители изображаемой несуществующей страны не имеют денег и не ведут торговлю, а получают все от государства. В конце XVIII века некоторые французские революционеры также высказывали коммунистические идеи — например, Франсуа Буассель, выступавший за всеобщее равенство, использование общего имущества и разделения его по потребностям. Эти идеи продолжили развиваться во Франции и в XIX веке — одним из главных их представителей был Этьен Кабе, который даже попытался воплотить их в США, купив землю в Техасе и переселив туда рабочих из Франции. Начало расцвета коммунистических идей пришлось на середину XIX века: в 1848 году Карл Маркс и Фридрих Энгельс в составе «Союза коммунистов» издали «Коммунистический манифест». Сам коммунизм разделился на разные учения — анархо-коммунизм и марксизм, — а в XX веке появились ленинизм, троцкизм и маоизм. |
Основные положения |
Общественная собственность на средства производства; отсутствие деления общества на классы; социальное равенство. От каждого — по способностям, каждому — по потребностям. |
Основные идеологи |
Э. Кабе, К. Маркс, Ф. Энгельс, П. А. Кропоткин, В. И. Ленин, Мао Цзэдун |
Основные философские и литературные труды, раскрывающие идею |
«Экономическо-философские рукописи», К. Маркс (1844); «Принципы коммунизма», Ф. Энгельс (1847); «Красная книжечка». |
Период расцвета |
Вторая половина XIX — первая половина XX века. |
Несмотря на то что коммунизм так и остается лишь философской концепцией и истинно коммунистическое общество так и не было создано ни в одном государстве, доминирование коммунистической идеи человечество уже видело. Выразилось оно в создании Советского Союза, руководители которого поставили целью через социализм прийти к коммунистическому обществу. В советском государстве были уничтожены социальные классы, сформировавшиеся до этого, все граждане имели равный доступ к таким социальным благам, как медицина, образование и жилье, при этом работу они получали по распределению. С одной стороны, то общество было действительно намного ближе к установлению всеобщего равенства, чем капиталистическое общество, которому противопоставлял себя СССР, однако в действительности все же некоторые были «равнее» других: взять хотя бы представителей партийной верхушки, которые получали от государства огромные квартиры и дачи — это было совершенно несравнимо с теми благами, к которым получали доступ простые рабочие.
Интересен пример современного Китая, где был провозглашен принцип «Одна страна — две системы». Несмотря на то что официальной политической идеологией в КНР остается коммунизм, в современном мире коммунистические идеи, как показала история, не могут конкурировать с капитализмом. И в Китае благополучно «поженили» эти концепции.
***
Рассмотрев эти четыре идеи, мы видим, что все они неидеальны. Русская идея так и не пришла к своей фактической реализации, европейская идея находится в глубоком кризисе, коммунизм также показал свою нереализуемость — или, по крайней мере, попытки прийти к нему слишком сильно опередили свое время. Настоящую жизнеспособность продемонстрировал разве что капитализм. В конце концов, деньги решают, и прийти к созданию общества потребления, где все ориентированы на получение выгоды и любой товар можно купить, оказалось проще всего. Как ни печально, именно эта идея, сколь бы приземленной она ни казалась, стала по-настоящему глобальной.
Фото: Александр Авилов, АГН Москва