Порождение «тигра»

Нильс ИОГАНСЕН

15.09.2012

12 сентября 1942 года, 70 лет назад, в Сталинграде начались городские бои. Советские войска дрались ожесточенно, каждый дом стал крепостью, которую немцам приходилось долго штурмовать. Надежды немецкого командования быстро взять город рухнули, и тогда руководство Вермахта решило призвать на помошь свою «оборонку». Сталинградская битва стала тем горнилом, в котором родилось самое страшное сухопутное орудие Второй мировой войны — самоходная артиллерийская установка (САУ) Sturmtiger.

Дома будем не штурмовать, а взрывать вместе с их защитниками — такое чудовищное по своей рациональности решение было принято немецким командованием. Соответственно, Управлению вооружений сухопутных сил (Heereswaffenamt) была заказана самоходная артиллерийская установка, которая должна была одним выстрелом полностью разрушать многоэтажку. Ничего подобного в мировой практике до тех пор не существовало. Иными словами, конструкторам предлагалось совершить маленькую революцию в артиллерии. Это мало кого обрадовало, началось активное противодействие. Но попытка всучить сталинградской группировке уже готовую САУ Brummbär на базе среднего танка Т-4, вооруженную стандартной пехотной 150-мм гаубицей, провалилась. Ведь данное оружие никак не могло разрушить дом или даже нанести ему серьезные повреждения. Генералы достучались чуть ли не до самого Гитлера, и инженеры получили указание не филонить, а срочно приниматься за дело.

Осенью 1942 года в Германии завершались работы над новейшим тяжелым танком, который впоследствии назвали Tiger. Именно его шасси и было решено использовать для чудо-САУ, установив вместо башни неподвижную рубку, сваренную из толстых (до 150 мм в лобовой части) броневых плит. А вот с вооружением возникла проблема, которую очень долго не могли решить, поэтому на улицы Сталинграда чудовище, к счастью, и не попало. Первоначально Sturmtiger — такое название закрепилось за машиной еще на стадии конструирования — планировали оснастить перспективной 210 мм гаубицей, но ее разработка буксовала. И только год спустя, в августе 1943 года, когда немцами были уже проиграны и Сталинградская, и Курская битвы, решение было найдено.

От идеи специальной САУ для городских боев отказываться не стали, самоходку вооружили морской реактивной пусковой установкой-мортирой Raketenwerfer 61 калибром в 380 мм. Но сроки были безнадежно сорваны — только в октябре 1943 года, с опозданием на 12 месяцев, опытный экземпляр показали лично Гитлеру. Машина была одобрена, и с весны 1944-го должно было начаться ее производство. Однако и тут вместо немецкого «орднунга» началась волокита, в результате чего производство Sturmtiger стартовало лишь в августе 44-го. До конца года было построено всего 18 машин.

Самоходка получилась действительно чудовищной. 65-тонная машина передвигалась неспешно, со скоростью 12 км/ч по пересеченной местности, имела запас хода всего в 120 км, и стреляла на расстояние до шести километров 350-килограммовыми снарядами огромной разрушительной силы. Как и требовал заказчик, один выстрел полностью разрушал 5-этажный многоквартирный дом, всего же боезапас машины составлял 14 снарядов. Для того чтобы заряжать орудие, машина была оборудована миниатюрным краном, ведь вручную справиться с огромным снарядом было совершенно невозможно.

В августе 1944 года прототип — первая предсерийная САУ — был отправлен на войсковые испытания в Польшу. В то время как раз вспыхнуло Варшавское восстание, и Sturmtiger принимал активное участие в его подавлении. В сентябре туда же отправились еще две машины. Немцы остались очень довольны первым опытом применения нового оружия, для городских боев это был идеальный вариант. К тому же он прекрасно вписывался в тактику «выжженной земли», которую гитлеровцы повсеместно применяли...

Большая часть этих самоходок была использована в оборонительных боях на территории Германии. Наступающим войскам СССР и союзников соединения, состоящие из Sturmtiger, наносили серьезный урон. Но ввиду своей малочисленности они постепенно выбивались тяжелой артиллерией и авиацией. В наступательных операциях эти самоходки участвовали всего один раз — во время Арденнского прорыва. Именно тогда участвовавший в операции Sturmtiger одним выстрелом уничтожил сразу три американских средних танка M4 Sherman, обратив в бегство крупное соединение бронетехники противника. Впрочем, на общий ход сражения этот локальный успех никак не повлиял, немецкое наступление тогда остановила Красная армия, которая по просьбе откровенно перетрусивших союзников нанесла по врагу внезапный удар, оттянувший основные силы гитлеровцев с Арденнского направления.

До наших дней сохранилось вcего два экземпляра САУ Sturmtiger. Один в Мунстере, в Deutsches Panzermuseum, на ходу и в полностью боеспособном состоянии. Второй экземпляр можно посмотреть в Музее бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. Этот Sturmtiger уже никогда не сможет ездить и стрелять, но даже «мертвый» он внушает ужас своими угловатыми формами, чудовищной толщиной брони и огромным зевом орудия.