«Отличались значительной жестокостью»

17.10.2019

Сегодня на Западе еще проживает не менее двух сотен человек, служивших в нацистских подразделениях, которые были сформированы в Латвии и Эстонии. И среди этих людей есть военные преступники. «Культуре» рассказал об этом директор фонда «Историческая память» Александр ДЮКОВ — один из наиболее въедливых исследователей немецкой оккупации и злодеяний коллаборационистов.

— По уровню военной коллаборации прибалтийские страны обошли все государства, захваченные Гитлером. Они дали наибольшее (в процентном соотношении) количество людей, которые либо воевали на фронте, либо участвовали в зачистках: и у себя на родине, и на других оккупированных немцами территориях СССР. Участвовали в различных формированиях СД, в так называемых батальонах охранной полиции и прочих туземных карательных частях. География деятельности коллаборационистов весьма широка, это многие области России, Украины, Белоруссии. Показательный факт — концлагерь советских военнопленных под Сталинградом охранял полицейский батальон из Прибалтики. Уроженцы лимитрофов занимались уничтожением евреев, цыган, участвовали в антипартизанских операциях и отличались значительной жестокостью. В гитлеровском окружении это оценили и уже в 1943 году их воинские подразделения были укрупнены, на смену национальным полицейским батальонам пришли легионы в составе СС. Подчеркну, все воинские и парамилитарные формирования с 1941-го по 1944-й создавались на добровольной основе, и только ближе к концу войны началась плановая мобилизация в дивизии «Ваффен СС». Причем и в 1944 году у призывников имелся выбор: они могли либо записаться в легион, либо отправиться на подсобные работы во вспомогательных подразделениях. Но там было посложнее: мало кто хотел махать лопатой, и большинство молодых людей выбирали службу в СС. Утверждения самих ветеранов-эсэсовцев и их потомков о том, что прибалтийцев якобы заставляли, неправда. С помощью подобной лжи политики и историки пытаются вывести латышский и эстонский легионы СС из-под действия приговора международного военного трибунала в Нюрнберге. Там, напомню, было решено осудить все формирования эсэсовцев за исключением тех, которые создавались исключительно на основе мобилизации.

Многие преступники избежали наказания, пример тому — подразделение, действовавшее в Жестяной Горке. Согласно рассекреченным данным, некий Янис Цирулис, в ходе расправ с нашими соотечественниками отличавшийся особой жестокостью, после войны оказался в ФРГ. Там он стал одним из руководителей общества ветеранов легионов СС, которое называется Daugavas Vanagi, в переводе с латышского — «Ястребы Даугавы». На Западе по-прежнему доживают свой век сотни легионеров прибалтийских Schutzstaffeln. Многие из них, несомненно, военные преступники, виновность которых можно доказать. К слову, литовского легиона не было. Если латыши и эстонцы сотрудничали с немцами с 1941 года, лелея надежду на то, что Гитлер позволит им создать марионеточные государства, то литовцы служили немцам с 1940-го — соответственно, быстрее разочаровались и начали разбегаться по лесам. Но зато уже в первые дни войны «Фронт литовских активистов» организовал подрывную деятельность в тылу Красной Армии. Затем он участвовал в уничтожении евреев, да и в целом эти прибалтийские «фронтовики» тоже сильно замазаны кровью. Но, несмотря на заслуги перед Рейхом, нацисты посчитали нецелесообразным предоставлять Литве даже иллюзорную государственность.

Какое-то время назад в «Фейсбуке» состоялся публичный диалог между представителями российского МИДа и дипведомства Латвии. Наше министерство в своем аккаунте опубликовало очевидную информацию о том, что после обретения независимости в этой прибалтийской республике не был осужден ни один нацистский военный преступник. Реакция последовала незамедлительно: в комментарии посол Латвии в России г-н Риекстиньш заявил, что это неправда, мол, КГБ не мог такого допустить. Непонятно, конечно, какое отношение Комитет госбезопасности СССР имеет к современной Латвии. Впрочем, важнее ответ нашего министерства: Латвии еще не поздно начать преследование нацистских преступников, ее власти располагают всеми необходимыми возможностями. Достаточно просто поднять списки организации Daugavas Vanagi, которая опекается Ригой. Сообщество эмигрантов действует под эгидой двух латвийских министерств — иностранных дел и обороны. В рядах организации — явные нацистские преступники. Тут, впрочем, нужно уточнить, что с каждым случаем надо разбираться отдельно. Да, СС в полном составе была осуждена за военные преступления Нюрнбергским трибуналом. Но одно дело — организация, иное — ее отдельные члены: следует выяснять, причастен ли человек к злодеяниям, совершенным СС. Если МИД Латвии рассекретит списки Daugavas Vanagi и предоставит их общественности, то установить вину отдельных членов организации не составит особого труда. Следующий важный момент: в начале 2000-х годов Рига выкупила у частного лица комплекс документов одной из латышских дивизий «Ваффен СС». Наверняка они содержат информацию и о совершенных преступлениях. Но сейчас документы скрываются, к ним не допускают даже официальных историков из Латвии.