«Сохранить честность в эпоху проходимцев и лицедеев»

Михаил ТЮРЕНКОВ

02.11.2012

О событиях 1612 года, их последствиях и уроках «Культуре» рассказал заведующий кафедрой истории России до начала XIX века исторического факультета МГУ, автор книг по русскому Средневековью, профессор Николай БОРИСОВ.

культура: Отмечаемый в России вот уже несколько лет подряд День народного единства связан с событиями 400-летней давности. Какие из них наиболее значимы?

Борисов: Так называемое «Смутное время» или просто «Смута» — крайне драматические события не только для начала XVII века, но и для всей отечественной истории. В те годы Российское государство фактически перестало существовать как целое, повсюду царили хаос и произвол, страх и отчаяние. В сердце России — Московском Кремле — хозяйничали чужеземцы.

В истории Руси бывали годы, когда летописец ограничивался одной фразой: «И бысть тишина, и не бысть ничего». В эти счастливые годы люди жили спокойно, занимаясь мирными делами. Иное дело — Смутное время. Оно необычайно богато разного рода событиями, которые не умещались в узкие рамки летописного текста и требовали иных жанров — повестей, мемуаров, житий. В этом разнообразии трудно выделить что-то одно — главное и определяющее. И все же я бы отметил как первый шаг на долгом пути к освобождению России, к восстановлению ее государственности — выступление патриарха Гермогена. Имя этого человека стало символом земского освободительного движения. Оно объединяло разнообразные по социальному составу и политическим целям отряды. Война за национальную независимость стала и войной за веру, «священной войной».

Первое ополчение, не сумев освободить Москву, распалось из-за эгоизма и властных амбиций его предводителей. Участвовавшие в этом движении отряды казаков под началом Трубецкого и Заруцкого, а также некоторые земские полки остались стоять лагерем на окраинах Москвы. Это пестрое и слабо управляемое воинство не могло изгнать из столицы поляков и их союзников — деятелей Семибоярщины, необходимо было новое, более сильное патриотическое движение. Выступление нижегородского земского старосты Кузьмы Минина, призвавшего к сбору нового ополчения, по сути явилось ответом на призыв заточенного в московской темнице патриарха Гермогена, которому не суждено было увидеть победу — 17 февраля 1612 года святитель скончался. Полное же освобождение Москвы от захватчиков произошло именно в эти дни — ровно 400 лет тому назад. И, надо заметить, в народной памяти эта победа во многом связана с чудом, дарованным свыше: подобно тому, как Владимирская икона Божией Матери спасла Русь от нашествия Тимура в 1395 году, главная святыня ополчения Минина и Пожарского — Казанская икона Божией Матери — избавила Москву от чужеземцев в 1612-м.

культура: Но как в начале XVII века удалось добиться народного единства? И удалось ли затем его сохранить?

Борисов: Вопрос не из легких. Он имеет не только историческое, но и современное значение. Не претендуя на исчерпывающий ответ, отмечу лишь некоторые ориентиры. Что разъединяет людей? Эгоизм. Что объединяет? Общая вера. В 1612 году победа над эгоизмом была достигнута религиозным порывом, готовностью «постоять за веру», спасти наши святыни от надругательства иноверцев и чужеземцев. Лидеры освободительного движения личным примером учили преодолению эгоизма. Кузьма Минин, состоятельный человек, отдал на общее дело все свое имущество. Князь Дмитрий Пожарский еще в Первом ополчении пролил кровь за свободу России. Благодаря своему бескорыстию, готовности к самопожертвованию герои Смутного времени пользовались огромным авторитетом. Им верили, за ними шли. В эпоху проходимцев и лицедеев они сохранили честность и порядочность.

культура: Каковы, на Ваш взгляд, уроки преодоления Смуты для нас, сегодняшних граждан России?

Борисов: История русской Смуты необычайно поучительна. Она должна стать настольной книгой для каждого россиянина и в первую очередь — для наших политиков. Главный урок Смуты — ответственность всех и каждого за свои социально значимые поступки. Чем выше по общественной лестнице поднялся человек, тем больше его ответственность за слова и дела. Смута наглядно показала, какие пагубные последствия может иметь любая ложь, любая ошибка или оплошность в нашем неустойчивом, переполненном противоречиями обществе.