22.05.2015
Кантаты Баха, вокализы Рахманинова, кадры из легендарных кинолент. Сергей Бондарчук в роли фронтового шофера Андрея Соколова, Григорий Мелехов в исполнении Петра Глебова, Элина Быстрицкая — Аксинья. Но даже самый талантливый экранный образ не может заменить слова — точного, емкого, чеканного, полного неподражаемого казачьего колорита, тонкого психологизма и подлинно русской драматичности.
Отрывки из «Тихого Дона», «Судьбы человека», «Донских рассказов» читали народный артист России, актер МХАТа им. Горького Валентин Клементьев и актриса Московской филармонии Лариса Савченко. Прозвучала и знаменитая Нобелевская речь писателя: «...Человечество не раздроблено на сонм одиночек, индивидуумов, плавающих как бы в состоянии невесомости. Мы живем на земле, подчиняемся земным законам и, как говорится в Евангелии, дню нашему довлеет злоба его...».
«Шолохов — явление космического масштаба, — сказал заведующий кафедрой современной литературы Литературного института имени А.М. Горького, профессор Владимир Смирнов. — Когда Альбера Камю спросили, каким он видит великого писателя будущего, философ ответил: это будет тот, кто, усвоив все, что есть в «Бесах», напишет новую «Войну и мир». С задачей справился только Шолохов. Его талант столь значителен, что даже враждебно настроенные критики не умаляли достоинств его текстов — пришлось запускать миф, будто «Тихий Дон» написал не он. Подлинностью таланта Михаила Александровича восхищалась и эмиграция. Георгий Адамович писал, что шолоховская проза пахнет Россией, неизменяемой в своей сущности».
«О народности Шолохова говорили многие, она являлась альфой и омегой его бытия не только как писателя. Ему была присуща истинная человечность, — сказала член-корреспондент РАН, заведующая отделом новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ Наталья Корниенко. — Шолохову приходили миллионы писем со всей страны. Одни восхищались силой художественного слова и цельностью образов, другие благодарили за то, что привлек внимание к проблемам казачества, третьи рассчитывали на его протекцию. Был случай — попросили подарить велосипед. Он не отказывал».
Одна из необычных корреспонденций — ранее не публиковавшееся письмо от 10 мая 1975 года, поздравление с 70-летним юбилеем.
«Дорогой Михаил Александрович! Для меня Вы не просто любимый писатель. Вы мой учитель, отец, вся моя жизнь. Помните мрачные 30-е годы? Я, опухший с голоду, пришел к Вам в дом. Вы жили тогда на улице Советской, напротив сельсовета. Поднялся я по ступенькам, вошел в коридор. Вы, услышав чужие шаги, вышли навстречу. «Ты, наверное, голодный?» — спросили Вы. Я молча кивнул головой. Вы принесли стакан простокваши: «На вот, съешь, она очень полезная». Потом сказали: «Иди на низ, мать накормит тебя». Потом я пришел во второй раз, получилось то же самое. Сейчас, Михаил Александрович, я не опухший с голоду. Живу я с женой в двухкомнатной квартире, с телевизором и стиральной машиной, и простокваши, и борща у меня много… Вся страна будет желать Вам счастья, но заверяю — ничто не может сравниться с моим пожеланием, хотя я и ничто по сравнению с государством».
На вечере также были представлены раритетные издания, лучшие работы художников-иллюстраторов — Ореста Верейского, Сергея Королькова, Кукрыниксов, Наля Драгунова и Анатолия Мосина. Программу подготовило Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей России.