С козыря ходи

Александр ПАНОВ

08.06.2012

В галерее «Дом Нащокина» открылась выставка произведений художников общества «Бубновый валет» (1911–1917) из собраний российских музеев и частных коллекций. Большинство работ в Москве экспонируется впервые.

Костяк экспозиции составило собрание Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево» — пленэрные картины Петра Кончаловского, Ильи Машкова и Аристарха Лентулова. Так что преобладают вполне добротные, даже слишком консервативные для «бубнововалетовцев» пейзажи и натюрморты. Хотя два масштабных полотна раннего Кончаловского «Сбор плодов» и «Сбор винограда» — это действительно радикальная живопись в духе столь любимого «Бубновым валетом» примитива.

Символично, что центром выставки стало монументальное «Купание красной конницы» (1928) из коллекции Центрального музея Вооруженных Сил, работа Кончаловского позднего, почти соцреалистического, в чем-то похожего на Аркадия Пластова — эволюция налицо. Ведь и Роберт Фальк, и Илья Машков, и некоторые другие «валеты» стали признанными королями советского искусства.

Отдельный зал отведен графике, и это по определению камерные тихие композиции, не считая абстрактной литографии Василия Кандинского. К тому же на выставке в специальных стеклянных витринах представлены керамическая посуда и утварь, принадлежавшие Машкову и Фальку и ставшие «персонажами» их натюрмортов. Так что атмосфера получилась совсем уж домашняя. Картины, привезенные из Вологды, Тулы и Рязани, тоже, конечно, хороши, но в истории русского искусства «Бубновый валет» остался первым авангардным объединением, шокировавшим публику выставкой 1910 года.

Само название движения, придуманное Михаилом Ларионовым, по одной из версий, означало знак на спине каторжника-изгоя. Хотя, например, Максимилиан Волошин в своей рецензии интерпретировал название по-другому: «Бубновая масть означает страсть, а валет — молодой человек». Во всяком случае речь шла об энергии, напоре и некоторой эпатажности. Главным объектом эстетической борьбы «валетов» были картины передвижников с их литературностью и гладкописью. А молодых художников отличали яркий цвет и необузданная страсть. В респектабельном «Доме Нащокина» почувствовать это непросто, что не делает экспозицию хуже. К тому же в ней есть интрига — в подвальном этаже оказалось много работ художников «второго ряда», примыкавших к обществу и участвовавших в его выставках. Почти все они — из частных коллекций. Сергей Эйгес, Алексей Моргунов, Виктор Барт и другие — первостатейные, хоть и не так «раскрученные» имена.

Из действительно радикальных работ — знаменитый «Портрет М.П. Лентуловой с розами» (1913) Аристарха Лентулова. Или «Натюрморт с пионами» (1910) Натальи Гончаровой, позже резко порвавшей с «валетами» из-за их «традиционности». Или «Жатва» Надежды Удальцовой, но это уже 1924 год, когда «Бубнового валета» и в помине не было.

Впрочем, не будем винить кураторов. Во-первых, многие вещи впервые приехали в столицу. Во-вторых, в 2004-м гигантская ретроспектива «Бубнового валета» с хрестоматийными вещами прошла в Русском музее и Третьяковке. Частная галерея «Дом Нащокина» выбрала иной формат, что вполне объяснимо. Из-за своей «мирности» искусство художников хуже не стало. И у зрителя есть возможность убедиться в этом до конца сентября. Выставка получилась в самом деле по-хорошему летней.