28.09.2012
Галерист, искусствовед и коллекционер Ильдар Галеев осуществил очередной блистательный проект — музейный по качеству работ, академический по интеллектуальной насыщенности, элегантный по исполнению. И, заметьте, некоммерческий — работы не продаются, вход в галерею в Большом Козихинском переулке бесплатный. Галеев не просто впервые привез из Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани одно из самых солидных музейных собраний графики Фалька (в ГМИИ РТ его передала вдова художника Ангелина Щекин-Кротова). Не просто договорился с московскими обладателями фальковской живописи. Выпущен альбом «Фальк. Работы на бумаге», в котором опубликованы произведения художника из музеев шести российских городов, а также Дрездена. Сами картины и графика в экспозиции дополнены архивными материалами. Бесконечно трогательна, например, старая фотография с подписью «Фальк с котиком. Париж. Начало 30-х гг.». Выставлена коллекция японских гравюр Фалька, чтобы показать истоки творчества. Найдена дилетантская, но занятная картина «Фальк за работой» Андрея Юмашева, летчика, Героя Советского Союза, и одновременно ученика, а главное — покровителя Фалька. По легенде, именно благодаря Юмашеву бывший эмигрант, друг Мейерхольда и Михоэлса не попал в сети НКВД.
В залах звучит музыка Мориса Равеля. Ильдар Галеев в своей статье в альбоме доказывает родство искусства композитора и художника, которые не знали о существовании друг друга.
Ну и, наконец, Роберт Рафаилович Фальк, Роби, как называла его жена, — фигура культовая во всех отношениях. Бывший член авангардистского общества «Бубновый валет», из «тихих», не в пример Кончаловскому или Машкову. Сезаннист, долго проживший в Париже и вернувшийся в СССР — трудно поверить и объяснить этот жест — как раз в 1937 году. Создатель «московской школы живописи» — всякий либеральный художник писал «под Фалька».
Проект «Галеев Галереи» обречен на успех. Я не был на вернисаже, боясь быть растоптанным толпой. Пришел в обычный будний день, довольно рано — публики было достаточно, причем, что удивительно, молодой. Судя по богемному виду, студенты Суриковки и «Полиграфа» — дело Фалька живет и побеждает.
Объяснить феномен его популярности не как обаятельнейшего человека, блистательного педагога, интеллектуала, одного из последних хранителей заветов высокого модернизма, а просто как художника я не берусь. Да, он изящный рисовальщик и отменный колорист-живописец, что доказывает нынешняя выставка. Но чего-то тут не хватает. Фальк слишком однообразен. Что доказывает бесконечное «Болеро» Равеля, звучащее в галерее.