Как важно быть женщиной

Александр ПАНОВ

30.09.2013

Генте, организатор множества выставок по всему миру и автор нескольких книг. Между прочим, любитель и знаток русской культуры. И это видно по тексту в каталоге биеннале.

У нее репутация феминистки, что подразумевает идейную упертость и прямолинейность в высказываниях, даже если речь идет о художественной выставке. Поэтому первые отзывы критиков об экспозиции в «Манеже» — удивленные. Типа: «Это не просто умно, но безумно красиво и совершенно безобидно».

На самом деле великолепно придуманная и с блеском сделанная огромная (70 участников из 40 стран) выставка лишь кажется мирной. Просто женское чутье и тактичность куратора помогли сгладить острые углы и не возмутить российскую публику, к современному искусству не приученную. Но подводных камней здесь хватает.

Начать с названия. «Больше света» — якобы про то, что художник, начиная работу, переживает момент просветления, а свет означает созидательную силу. Но это еще и предсмертные слова Гёте, финал романтического мирочувствия и всей философии гуманизма. Довольно безысходный девиз для проекта.

Тут много работ про смерть, трагедию человеческого существования, социальные конфликты и семейные драмы. Сун Дун вываливает на пол скарб своей покойной матери, которая никогда ничего не выбрасывала. Альфредо и Исабель Акилисан выстраивают вереницу саночек, нагруженных всякими найденными в России предметами, — и это символизирует человеческую жизнь, на протяжении которой мы нагружаем себя мусором, материальным и ментальным. На идиллических снимках Умиды Ахмедовой — свекрови и невестки. Но подтекст тут такой: на Востоке девушка, выходя замуж, порывает со своей семьей, а свекровь становится деспотичной новоявленной матерью. И так далее.

А с виду все очень мирно и красиво. Только не надо читать пояснительные тексты на стенах.