Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург
25.05.2012
В Русском музее проходит выставка работ Александра Лабаса, одного из самых ярких художников советского времени.
Здесь представлено около 120 работ из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, ГМИИ имени Пушкина, музеев Екатеринбурга, Перми, Иванова.
Это первая в Петербурге персональная выставка Александра Лабаса. Ее составители ограничили представление о творчестве художника работами 20–30-х годов прошлого века. Это был период наивысшего расцвета его стиля и мастерства.
Основную часть работ, представленных в Корпусе Бенуа, составляют живописные полотна и графика из Москвы и Петербурга. Но в Русском музее можно увидеть и давно не выставлявшиеся картины Лабаса. Например, знаменитую «Городскую площадь» 1926 года, которая сейчас хранится в Пермской государственной галерее. Эту работу художник представил на третьей выставке ОСТа в 1927 году, она вызвала бурю эмоций — ее горячо хвалили и яростно ругали. Позже некоторые искусствоведы даже прозывали ее «кошмаром милиционеров» — на небольшом участке полотна, особенно на переднем плане, сконцентрировано огромное количество транспорта и людей. Машины, извозчики, трамваи, колонны пионеров, толпы пассажиров на остановке, вереница людей, направляющихся к почти скрытому в утреннем тумане заводу. При всем нагромождении фигур и предметов картина выглядит почти воздушной, детали выписаны с виртуозным мастерством, масляная живопись графична, как будто выполнена пером.
Из Ивановского музея приехала картина «Учения военно-воздушной обороны» 1935 года: колонны людей, устремленные в небо мощные диагонали пушечных стволов и параллельно им — эскадрильи самолетов, взмывающих куда-то за крыши домов. Все разворачивается в обычном жилом дворе, но художника, похоже, реальность событий мало интересовала — его волновали собственные ощущения.
Это относится ко всему творчеству Александра Лабаса. События октября 1917 года на его картинах выглядят, как сцены из сказочных войн — без соответствия реалиям времени и места. На картине «Октябрь» 1928 года люди стоят на крыше машины, которая похожа на фантастическую башню и целятся куда-то в небо. На другой работе из этой серии воины в одеждах, напоминающих рыцарские доспехи, с невидимыми, размытыми лицами, идут впереди машины, похожей на летящую валькирию. Понятно, что Лабаса больше интересовало пластическое решение композиции, поиск нового художественного языка, способного передать стремительное движение новой жизни. Отсюда и его интерес к бурно развивавшейся технике.
Особенно Александр Лабас увлекался летательными аппаратами — аэропланами, дирижаблями: самые знаменитые — «Дирижабль», «Диоижабль и детдом» (1930 год). Но и на других полотнах того времени нередко появляются самолеты и дирижабли, фантастические космические аппараты художник изображает в серии графических работ. Живи Лабас в наше время, не исключено, он бы иллюстрировал фэнтези.