Людям здесь не место

Екатерина БЕЛЯЕВА

25.05.2012

В здании Аптекарского приказа Музея архитектуры имени Щусева проходит выставка «Canal Grande. Главная улица Венеции в итальянских фотографиях конца XIX — начала XX века». Проводится она в рамках 3-й Московской биеннале архитектуры.

Большинство стеклянных оригиналов представленных на выставке работ хранится в знаменитом Архиве Алинари — старейшем в Европе хранилище фотографических изображений, основанном во Флоренции в 1852 году. Венеция зафиксирована такой, какой она была, есть и будет. Но с погрешностями.

На венецианской большой улице, запечатленной фотографами конца XIX века, почти нет кипения жизни, нет людей. Время от времени на одной из десяти картинок «проскакивает» белая рубашка гондольера или худенькая спина и перо на шляпке путешествующей аристократки. Дело в том, что безлюдность фото была заказной. Прежде чем сдать «стекляшки» в Архив Алинари, фотографы тщательно вымарывали из кадра людей — главной героиней здесь была архитектура.

Глядя на эти фото, кажется, что на Пьяцца Сан-Марко пустынно как никогда. Думаешь, вот времена-то были, не чета нынешним — с вездесущими японскими туристами и африканскими торговцами сумок, отвлекающими своим гомоном от главного, ради чего ты в эту Венецию и приехал. Так вот — это иллюзия. Тихой и величественной Венеция бывает только на винтажных фотографиях.