01.06.2012
В эпоху отсутствия электронных СМИ упаковка кондитерских изделий была мощным средством пропаганды, просвещения и развлечения. Дети любили сладости не только за вкус — на фантиках печатали стихи, загадки и сказки с прекрасными иллюстрациями, созданными известными художниками: Врубелем, Билибиным, Бельским. Причем выходили целые сериалы. Так что, родители были вынуждены покупать новые и новые конфеты, чтобы чадо узнало продолжение истории. Чрезвычайно популярным у подрастающего поколения был шоколад «Карикатурный» — аналог современных пазлов. Но в отличие от нашего времени, предлагающего ребенку единственный результат, тогда при любом расположении фрагментов складывалась картинка — более или менее смешная.
Для наших прадедов путь к знаниям был сладким: что такое губка и как ее добывают рассказывали вкладыши к сладостям из серии «Клады земли и моря», приемы классической русской и французской борьбы описывал шоколад «Спорт», а тот же продукт под названием «Зоологический» изображал экзотических животных в естественной среде обитания.
Товарищество «Эйнем» (ныне «Красный Октябрь») просвещало сластен постарше на тему государственного устройства. В пачке какао «Золотой ярлык» можно было найти карту России и справочную информацию о численности населения, административном делении, протяженности рек и дорог. Фабрика Романенкова воспитывала в гражданах многонациональной России толерантность, выпуская шоколад «Народный», который украшали изображения жителей разных губерний в традиционных костюмах.
К памятным датам кондитеры стремились перещеголять друг друга особенно востребованной сувенирной продукцией. Так, в 1909 году, когда страна отмечала вековой юбилей Гоголя, на прилавках появились карамель «Тарас Бульба» и конфеты «Гоголь» с изображением героев, вышедших из-под пера всенародно любимого писателя. К 100-летию Отечественной войны 1812 года побежденный Наполеон стал главным героем изображений на фантиках. А «Эйнем» выпустило серию шоколада с вкладышами, описывающими основные сражения кампании. 300-летие царского дома Романовых не обошла вниманием ни одна кондитерская фабрика. На обертках — вся история династии. Из развлечений для взрослых — шоколад «Гадательный», с его помощью предсказывали судьбу.
Особняком стоят фантики — настоящие произведения искусства в стиле модерн. Отечественные производители заказывали их специально у родоначальника художественного направления — чеха Альфонса Мухи.
В начале ХХ века российские кондитерские изделия славились во многих странах Европы и Азии. Зарубежных потребителей привлекал не только их тонкий вкус, но и неповторимый стиль «а-ля рус» в упаковке.