01.06.2012
Александр Виноградов и Владимир Дубосарский выступили с «Ретроспективой». Скопившихся за десять лет полотен хватило на две большие экспозиции — на «Винзаводе» и в галерее «Триумф».Тандем Александр Виноградов — Владимир Дубосарский не обещал неожиданностей. Дуэт, для краткости обозначаемый как В&Д, российским арт-просторам привычен, как мартовский снег. Шагая в авангарде, В&Д отметились в крупнейших проектах, предъявивших миру русских «актуалов», вроде «Давай!» в Вене, «Контрапункт: от иконы к авангарду через музей» в Лувре или «Москва — Берлин». Засветились в российском павильоне Венецианской биеннале с пафосным слоганом «Возвращение художника», доехали до выставки «Россия!» в музее Гуггенхайма. Наравне с западными арт-этуалями проникли в проект «Диор: под знаком искусства» ГМИИ и в коллекцию Дома Диор. Устроили массу персональных выставок от Лондона до Сан-Паулу, от Нью-Йорка до Сеула…
С 1994 года, когда сложился тандем, из скромных выпускников училища Памяти 1905 года, затем студентов-суриковцев живописцы превратились в светских знаменитостей, а вскоре — в членкоров Российской академии художеств. В системе нашего актуального творчества эта «динамическая пара» прочно обосновалась если не на Олимпе, то где-то рядом. И стала как-то предсказуема и скучновата, несмотря на живенький колорит и бойкую кисть. С дубосарско-виноградовской постмодернистской иронией и буйной фантазией все давно свыклись, как и с почти газетной оперативностью.
Новая их выставка названа серьезно, «как у взрослых», ретроспективой: это не тематическая подборка, не проект, созданный на заказ социума, пусть и мнимый. Но и от истинной ретроспективы дистанция огромного размера. Конечно, почти достигнув полувека, можно и итоги подводить. Промежуточные хотя бы. Но дуэт и здесь куда более склонен к иронии, а главное, к самоиронии, чем можно было бы ожидать. И пресловутое подведение итогов устроил шиворот-навыворот, отлично помня, как западает народ на ретроспективы — серьезный, но и модный жанр.
К слову, сейчас в Москве немало персональных ретроспекций современников (о классиках умолчим). Диапазон — от тонкого и вдумчивого пейзажиста Русанова в РАХ до Леонида Сокова, одного из отцов-основателей русского соц- и поп-арта, в ММСИ. Тех же В&Д можно включить в ряд его последователей, хотя, стилистически и социально близкие, они иные в идейном смысле. Если эмигрант Соков, оппонент советского режима, и сегодня горько шутит по поводу разных благоглупостей, взывая к совести сильных мира сего или злобно их высмеивая, то Дубосы, как ласково прозвала их тусовка, никому не противостоят и никого не высмеивают. Не воспевают, впрочем, тоже. Скорее с удивлением показывают нам, сегодняшним, зеркало, вместо которого порой используют толщу голубой воды, сыгравшей главную роль в их проекте «Подводный мир». Оттуда и явилась на афишу выставки загорелая особа из четырехметровой картины «Приятное с полезным»: здесь гимнастика совмещается с чтением журнала, но на дне бассейна …
Итак, термин «ретроспектива» в устах лукавого тандема не более чем обманка и приманка. «Винзавод» сделал ее главным аттракционом, но даже экс-цеха неспособны вместить 50 крупноформатных полотен. Часть старых новых картин свезли в галерею «Триумф» на старинной торговой улице Ильинке. Слетевшись на вернисаж, «звезды», критики и светские львы гадали, что за месседж вложен в сцены с фигуристыми полуобнаженными, возлежащими на фоне города, а то и в грязи под снегом, а также в сногсшибательно яркие встречи индейцев с конкистадорами («Американцы на Луне») или утопленные «Розовые мечты» — автомобиль. Есть также флора и фауна: от муравейника и волка, воющего над растаявшим снеговиком, до деревянного медведя на качелях под дождем (серия «Тихий час»).
Кстати, авторы не скрывали подвоха и сразу разъяснили свою цель в солидном произведении. Но это не картина, а текст в каталоге. Без всякого вступления здесь напечатана беседа авторов — то ли размышления вслух, то ли попытка разобраться в самих себе. Сей задушевный диалог словно квинтэссенция самоироничного стёба вкупе с оправданием живописи. Вспомним, как еще недавно водить кисточкой по холсту считалось неприемлемым для современного художника. Дерзостные В&Д тогда двинулись против течения — и выплыли на поверхность, да так удачно, что теперь могут запросто извлечь из углов мастерской заброшенные картины, не вошедшие в известные всем серии. Слегка доработать и вытащить свои прошлые неудачи на суд зрителя, ехидно посмеиваясь над любителями серьезного отношения к живописи, искателями у художника этапов эволюции и скрытых смыслов.