Больной на всю душу

Александр ПАНОВ

13.09.2013

?сии. Работы одного из главных художников XX века привезены из Муниципального музея Гааги, который располагает самой богатой коллекцией гения.

Правда, слово «гений» наши отцы-основатели абстрактного искусства не одобрили бы. Василий Кандинский и Казимир Малевич временно оказались под одной крышей ГТГ с Мондрианом, но первый крыл его последними словами за «узость художественной системы и ограниченность визуальных средств». Второй просто не заметил маэстро, даже находясь в Голландии.

Сейчас в Москву привезут раннего Мондриана, хотя будут и его нефигуративные полотна с желтыми, синими и красными квадратиками. Зато обещают пейзажи, из которых якобы выросла любовь к лаконичности. Выросла она на самом деле из другого — увлечения теософией, псевдорелигией, решившей сочетать в себе все мировые вероисповедания. Оттуда и сакральные трехцветия (красный, например, — это тело, синий — дух), и белая пустота посреди. И заявления вроде: «Предметы открывают нам все, их изображение — ничто». Вот подноготная абстракции в формате Мондриана.

На его эксперименты доктор Фрейд ответил: «Тот, кто начал ощущать величие мировой закономерности и ее непреложности, легко теряет сознание своего собственного маленького Я». Сознание Мондриан, очевидно, потерял. А душу куда девать?