Дворянское гнездо

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

23.01.2015

В Государственном музее А.С. Пушкина — выставка «Семейный портрет». Более 170 картин середины XVIII — XIX века погружают зрителей в мир дворянства. Тонкие кружева, припудренные парики, роскошные интерьеры, спокойные, твердые лица. Нередко, кстати, изображенные крепостным художником, но не потерявшие под его неумелой кистью особого очарования. Хотя, справедливости ради, среди авторов есть и гранды — вроде брата Карла Брюллова Александра.

Здесь каждая работа — со своей историей. Вот, например, портрет молодого графа Александра Строганова (около 1812). Сделанный по просьбе его бабки, «усатой княгини» Натальи Голицыной, он сохранил образ юноши, встретившего страшную смерть спустя несколько месяцев в сражении при Краоне. Или акварель, на которой изображена красивая дама, держащая на руках младенца. Этот портрет Мария Волконская привезла мужу-декабристу в Сибирь — в память об их умершем первенце Николае.

Выставка исчерпывающе рассказывает о том времени. И об отсутствии феномена детства (мальчики и девочки одеты, причесаны, как взрослые), и о важности понятий брака и семьи, и даже о постепенно менявшейся моде. Написанные когда-то не для чужих глаз (не случись исторического перелома, они по-прежнему украшали бы частные усадьбы), эти картины — немые свидетели прекрасной эпохи.