Александр ПАНОВ
17.08.2013
В Строгановском дворце Государственного Русского музея проходит выставка «Красота без гламура?» — первый в России музейный опыт выстраивания истории фотоизображений обнаженной натуры за сто с лишним лет.
История эта неровная. До революции снимки в жанре «ню» официально не поощрялись, хотя из-под полы и продавались полупорнографические картинки заграничного производства. Да еще живописцы иногда использовали камеру, чтобы не мучить моделей, а спокойно писать по карточке. Так, например, делал ученик Репина Альфред Эберлинг. С этих скромных снимков и начинается экспозиция.
Зато в двадцатые годы случился расцвет пикториализма. Его представители ставили своей целью добиться в фотографии эффекта импрессионистической картины. И здесь женское тело — излюбленный мотив. Да еще в недрах Государственной академии художественных наук возник проект «Искусство движения» — исследование человеческой моторики, где испытуемые прыгали и бегали на природе в чем мать родила. Но с начала 30-х на обнаженку наложили полный запрет.
Только в 70-80-е годы подпольные авангардисты могли позволить себе похулиганить в мастерских или за городом. Потом начались благословенные времена перестройки, где общественная открытость стала синонимом тотального заголения.
Выставка доходит и до наших дней. Но, кажется, современных фотохудожников больше волнует уродство, а не красота.