Там, где покоится ноша мира

Марина ИВАНОВА

19.12.2014

Исполнилось 30 лет Государственному историко-литературному и природному музею-заповеднику Александра Блока «Шахматово».

Он был открыт в 1984-м приказом Главного управления культуры Мособлисполкома. Музей-заповедник, расположенный в Солнечногорском районе Московской области, включает территорию «Шахматово», село Тараканово, а также усадьбу в Боблово. Последняя была куплена Дмитрием Ивановичем Менделеевым в 1865 году и превратилась в любимое имение ученого. Что до «Шахматово», то его приобрел дед поэта Андрей Николаевич Бекетов — знаменитый ботаник и ректор Петербургского университета. Здесь и проводил каждое лето Александр Блок — и это в течение 36 лет. В 1910-м он, получив отцовское наследство, перестроил усадебный дом по собственному проекту.

В последний раз поэт побывал в имении в июле 1916 года. То был приезд перед отправкой на фронт — ему предстояло служить в инженерно-строительной дружине. В 1917-м усадьбу разграбили — «неслыханные перемены, невиданные мятежи»  не миновали и «Шахматово».

«Поэт ничего не должен иметь», — сказал Блок, узнав о гибели имения. «Ничего сейчас от этих родных мест, где я провел лучшие времена жизни, не осталось; может быть, только старые липы шумят, если и с них не содрали кожу», — уже более лирично писал Блок в 1919 году в статье, посвященной памяти Леонида Андреева. Усадьба сгорела в июле 1921-го, а через несколько недель в Петербурге от воспаления сердечных клапанов скончался сам поэт. 

Спустя пять дней после его смерти Чуковский напишет в дневнике: «Никогда в жизни мне не было так грустно, <...> грустно до самоубийства. <...> Я даже не думал о нем, но я чувствовал боль о нем — и просил Лиду учить вслух английские слова, чтобы хоть немного не плакать. Каждый дом, кривой, серый, говорил: «А Блока нету. И не надо Блока. Мне и без Блока отлично. Я и знать не хочу, что за Блок». И чувствовалось, что все эти сволочные дома и в самом деле сожрали его. <...> В могиле его голос, его почерк, его изумительная чистоплотность, его цветущие волосы, его знание латыни, немецкого языка, его маленькие изящные уши, его привычки, любви, «его декадентство», «его реализм», его морщины — все это под землей, в земле, земля. Самое страшное было то, что с Блоком кончилась литература русская. <...> Он ничего не делал — только пел. Через него непрерывной струей шла какая-то бесконечная песня. Двадцать лет с 98 по 1918. И потом он остановился — и тотчас же стал умирать. Его песня была его жизнью. Кончилась песня, и кончился он».

Спустя 18 лет Корнею Ивановичу вторил Ходасевич в книге воспоминаний «Некрополь»: «Не странно ли: Блок умирал несколько месяцев, на глазах у всех, его лечили врачи, — и никто не называл и не умел назвать его болезнь. Началось с боли в ноге. Потом говорили о слабости сердца. Перед смертью он сильно страдал. Но от чего же он все-таки умер? Неизвестно. Он умер как-то «вообще», оттого что был болен весь, оттого что не мог больше жить. Он умер от смерти».

Как бы то ни было, после кончины поэта осиротели не только русские литераторы, но и «Шахматово». В течение десятилетий это место, где, по словам Блока, «покоится ноша мира сего», было предано забвению, слилось с лесом. В 1969 году по инициативе литературоведа Станислава Лесневского группа деятелей культуры обратилась с открытым письмом к правительству — о сохранении памятных мест и воссоздании усадьбы Блока.

С 1970-го в «Шахматово» стали проходить ежегодные блоковские праздники поэзии. Сюда приезжали Константин Симонов, Павел Антокольский, Булат Окуджава, Расул Гамзатов, Владимир Солоухин... Поэтические «сходки» и стали толчком к принятию правительственного решения о воссоздании «Шахматово». Оно было принято после празднования столетия поэта — в 1981 году. Первый штат сотрудников набрали в 1984-м, тогда же официально создали музей-заповедник. Комплектовались фонды, коллекции, библиотека, велись подготовительные работы по воссозданию главного шахматовского дома и усадебных построек, парка. В 2001-м дом Блока открыл двери для посетителей.

Неподалеку от усадьбы поэта находится «Боблово», где располагается музей Менделеева. Два года назад «Шахматово» и «Боблово» объединились в один музей-заповедник. Так начала реализовываться идея общего мемориального пространства с тремя усадьбами — «Шахматово», «Тараканово» и «Боблово», их воссоздания как музейных и научных центров, высказанная академиком Лихачевым еще в 1980-е.

В планах министерства культуры Московской области — восстановление к 2018 году храма Михаила Архангела в «Тараканово». В этой церкви отпевали великого ботаника Андрея Бекетова. Здесь же его внук Александр Блок венчался с Любовью Менделеевой — дочерью другого великого ученого.