Богатая книга о нищих художниках

Александр ПАНОВ

02.08.2013

«STELLA Art Foundation» выпустил уникальное издание — блистательно придуманную и оформленную, имеющую несомненную научную ценность книгу «Русские художники на Венецианской биеннале, 1895–2013».

Повод прост и велик. В следующем году грядет столетие Павильона России в садах Джардини, построенного по проекту Алексея Щусева, автора ленинского мавзолея. Структура биеннале, самого представительного смотра современного искусства, делится на основную — интернациональную — программу и представительства отдельных стран. Русские художники участвовали в выставке с самого начала. Осенью 1913 года после пяти лет переговоров между итальянцами и Императорской Академией художеств Россия получила место для репрезентации. Павильон открывала великая княгиня Мария Павловна уже в апреле. Собственный дом в Италии мы получили, хотя судьба его оказалась драматичной.

Щусевское — довольно безвкусное, в псевдорусском стиле — здание то из-за политических передряг сдавали внаем, то просто закрывали на год-два. В 90?е там самовольно был устроен бомжатник и подпольный магазин для наркоманов. История печальная, но тщательно расписанная в книге.

Она читается как детектив. Необыкновенные приключения россиян в Италии за сто с лишним лет кажутся феллиниевским сценарием.

Например, все «продвинутые» отечественные искусствоведы говорят, что единственным венецианским триумфатором от России был в 1993 году концептуалист Илья Кабаков. Но он только получил почетное упоминание жюри за свой антисоветский «Красный павильон». А «Большой золотой медалью» в городе на воде первый и последний раз из наших награждали в 1907?м Бориса Кустодиева за «Портрет семьи Поленовых».

Найти такие интриги в альбоме очень легко. Это тот вид изящного издания, которое следует читать, а не разглядывать. Неожиданная реакция Репина на успех его эскиза «Дуэль» в 1897 году, отказ СССР участвовать в Биеннале после незапланированного показа нонконформистов в 77?м. Признания экс-директора ГМИИ Ирины Антоновой, как она курировала советский павильон в 1960 году, не имея никакого отношения к выбору произведений. И в ответ — разоблачения организаторов фестиваля от Екатерины Деготь, куратора 2001?го, признающей, что ей ничего не давали делать.

Честно говоря, закончить хочется цитатой Георгия Плеханова из рецензии на «Художественную выставку в Венеции» 1905 года: «Русское искусство представлено не то что бедно, а просто по-нищенски. Наши художники вообще тяжелы на подъем».

Книга неподъемна тоже.