Роскошь навсегда
При создании огромной экспозиции, состоящей из более тысячи предметов, было решено отказаться от хронологического принципа. Каждый зал посвящен определенной теме (городам, музыке, театру, спорту), и на соседних стендах нередко можно увидеть предметы из разных эпох. Например, рядом с чуть потертым блюдом сервиза «Собственный» (не ранее 1756–1762), принадлежавшим Елизавете Петровне и считающимся одним из первых изделий завода, обнаружить лаконичный агитационный фарфор — сервиз «Юбилейный» (1927), расписанный Сергеем Чехониным. По соседству — «Нефть» с изображениями буровых установок: заказ «нулевых» (2004). А в зале с анималистическими скульптурами, снискавшими особую популярность в советские годы, — утонченную «Левретку» (1820–1830-е), памятник любимице Екатерины II.
Изделия ИФЗ принято ассоциировать с высоким стилем — классицизмом, рококо. Однако даже это предприятие, заказчиком которого много лет выступал императорский двор (заводу порой запрещали продавать фарфор простым смертным), не смогло отгородиться от влияния различных эпох. В экспозиции можно увидеть вещи, далекие от парадного стиля: поражающий необычной геометрией «Чайник» Малевича, нежную вазу «Портрет ирисов» (2012), расписанную Татьяной Чапургиной... Однако, судя по сегодняшним роскошным сервизам, пышный декор — единственно достойный такого материала, как фарфор, — исчезать вовсе не собирается.
