12.09.2014
В основе полотен — личная драма. С 1970-х Харлов вместе с женой, Верой Ушаковой, работал в деревне Русиново. И наблюдал неуклонное угасание традиционной жизни: умирали старики, уезжали те, кто молод и активен... Своеобразным реквиемом стала знаменитая картина Харлова «Последние жители деревни Русиново» (1979), получившая премию Ленинского комсомола — портрет горстки крестьян. Еще безысходнее работа «Последний огонек» (1990): в сгущающихся сумерках окна светятся лишь в одной из деревенских изб...
Впрочем, жизнь оказалась даже трагичнее. Последними обитателями Русиново стали художник с женой и их подруга, искусствовед Генриетта Киселева, приехавшая сюда вместе с ними. Оставаться в заброшенной деревне было небезопасно, и пришлось перебраться в соседнюю, пока обитаемую — Животово.
Новому месту посвящено немало работ — теплых, солнечных, как, например, «Утро в животовском доме» (2012), на которой Харлов изобразил жену. Мажорное звучание красок — одна из особенностей художника. Однако и в любовно запечатленных деревенских интерьерах, и в звонких «левитановских» пейзажах («Март в Вятке», 1999), и в лиричных портретах сквозит боль утраты. Современному почвеннику, наследнику традиций Венецианова, выпала роль, достойная стоика: быть бессильным наблюдателем.