29.08.2014
Здесь и масштабное изображение Первомая (Василий Викулов, «Демонстрация на площади Урицкого», 1937). И превращение Нового года в главный зимний праздник (Михаил Бобышев, «Елка вечером на Манежной площади», 1947). И триумф над Германией (Михаил Хмелько, «Тост Сталина «За великий русский народ!», 1949). А также — 9 Мая много лет спустя, когда радость разбавлена чувством одиночества: уходят однополчане, подрастают новые поколения, для которых война — лишь строчки из учебников (Валентин Сидоров, «День Победы», 1980). Не обошли вниманием дружбу народов (Владимир Крихацкий, «Советский Восток. Приход тракторной колонны из МТС в деревню», 1940), жизнь села (Алексей и Сергей Ткачевы, «Молодые», 1974) и даже электоральную культуру (Гавриил Горелов, «Все на выборы», конец 1940-х). Заодно показаны последние годы Союза, ознаменовавшиеся возвращением Церкви в публичное пространство (Михаил Абакумов, «Рождество», 1990–1991)...
А за пестротой исторических одежд — вневременная сущность праздника. Отменяющего скупые правила повседневности и уносящего в «горние выси». Или — как на картине Натальи Нестеровой «Персонажи, катающиеся на карусели» (1988) — увлекающего в гротескный бахтинский карнавал.