14.08.2014
Все пошло с инициативы местных художников. В начале XX века культурная жизнь в Рязани кипела: с 1906 года регулярно проходили выставки, пользовавшиеся большой популярностью. И губернские живописцы решили организовать музей. В 1913-м было создано Общество Рязанского художественно-исторического музея имени профессора И.П. Пожалостина. Денег у новой организации не оказалось, и местные мастера попросили московских коллег подарить свои работы. Многие откликнулись — через два года коллекция насчитывала 72 экспоната. Тогда же, в 1915-м, музей открылся для публики.
В советское время судьба его оказалась нелегкой: в 1918 году он был слит с Рязанским историческим музеем, в 38-м вновь отделен... Впрочем, тогда же существенно пополнилась коллекция — в том числе картинами из национализированных имений Барятинских, Гагариных и Голицыных.
Музей не случайно носит имя Ивана Пожалостина. Известный гравер и выходец из рязанских однодворцев преподавал в Академии художеств и был в большом почете у русских живописцев.
— В XIX веке гравюры использовались для тиражирования картин, — рассказывает Ирина Денисова, заместитель директора музея по научной работе. — Требовалось большое мастерство. Гравировали на медной доске в зеркальном отражении — чтобы при печати изображение совпало с оригиналом. Пожалостин был виртуозом, однако судьба его сложилась печально. Когда появились относительно дешевые способы фотопечати, граверный класс при Академии художеств закрыли. Последнюю гравюру с картины Александра Иванова «Явление Мессии» он не закончил: случайно повредил медную пластину... Рязанским художникам хотелось почтить его память, и они присвоили музею имя знаменитого земляка.
Постоянная экспозиция располагается в желтой постройке в стиле классицизма — бывшем доме купца Гаврилы Рюмина, сколотившего многомиллионное состояние и получившего дворянский титул. В 1833 году его сын передал здание Городской думе под пансион мужской гимназии. В 1918-м учебное заведение закрыли. Комнаты поочередно занимали разные советские учреждения. А в 1980-м сюда въехал музей.
В залах — жемчужины русской живописи. Вот строго разглядывает посетителей Мелания Голубцова, жена министра финансов, написанная Боровиковским (начало 1810-х). А на портретах Тропинина люди, напротив, улыбаются: художник был добрым человеком, и его симпатия к изображенным чувствуется даже сейчас, спустя почти два века.
Скромно висит на стене гордость коллекции — небольшая картина Венецианова «Крестьянка с бабочками» (1820-е).
— Она необычна, — рассказывает Ирина Денисова. — Напоминает иконописные лики. Исследования в Русском музее показали: сильно стерт авторский лак. Это придало изображению матовость и ту степень обобщения, которая не характерна для других работ художника. Получается, время, вмешавшись, доработало произведение.
Идем дальше. Вот четыре полотна Айвазовского. Среди них не только хрестоматийные, на которых виртуозно передана прозрачность волн и в то же время ощущение опасности и глубины, но и нетипичный для мариниста пейзаж «Вид в Константинополе» (1851).
Останавливаюсь у картины малоизвестного художника Александра Михайлова «Писарь, играющий на гитаре» (1851).
— Он был из театральной среды, — говорит Ирина Денисова. — Мать — крепостная актриса, отец — живописец. После смерти владельца театр перешел к другому хозяину, который дал вольную. Михайлов поехал учиться в Академию художеств. Говорят, Брюллов благословил его на создание жанровых картин. Бытовые произведения официально были не в почете, однако Карл Павлович, видимо, понимал, что со временем они станут востребованными. Но Михайлов жил бедно, поклонников у жанровых картин не хватало. Часто не было денег на натурщиков, и тогда художник гримировался и перевоплощался в нужный образ. Пока известны лишь семь его работ. Наша считается эталонной: она подписная, и вновь открытые по манере сверяются с ней.
Есть в коллекции и мастера пейзажа: Шишкин, Левитан... И, конечно, Саврасов («Зимний пейзаж. Москва», 1873) — художник трагической судьбы.
— Картина написана примерно в то же время, что и «Грачи прилетели», — рассказывает Ирина Николаевна. — Это пик его творчества. Он рано добился славы — благодаря пейзажам в романтическом ключе. А когда стал работать в реалистической манере, изображая тихую красоту средней русской полосы, остался почти без поклонников. Чтобы прокормиться, вынужден был тиражировать свои известные работы. А это не способствовало качеству. Хотя отдельные картины Саврасова — даже поздние — настоящий прорыв.
Другой классик — Репин — представлен «Портретом И.Е. Цветкова» (1907), известного коллекционера графики. Художник, работавший в начале века над полотном «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года», где большая часть людей изображена со спины, научился передавать индивидуальность через пластику. Цветков написан сидящим, слегка откинувшимся назад. Именно такая манера ему была свойственна, судя по фотографиям и воспоминаниям.
Проходим мимо картин трех китов русского искусства рубежа XIX–XX веков — Серова, Коровина и Врубеля.
— Любопытна работа Константина Алексеевича «Парижский бульвар ночью» (конец 1910-х), — говорит Ирина Денисова. — Коровина называли «русским импрессионистом»: он открыл манеру еще до того, как увидел французских живописцев. Эта картина — своеобразный «наш ответ». Классики импрессионизма до смерти боялись писать при искусственном освещении. А Коровин, работавший театральным художником, показал парижский бульвар, залитый огнями фонарей.
В коллекции много и других сокровищ: картины Бенуа, Сарьяна, Кандинского, скульптуры Голубкиной и Вучетича. Есть и живопись советских художников: Пластова, Герасимова. А в 2004 году открылась галерея «Виктор Иванов и земля Рязанская». Кроме того, музей владеет интересной коллекцией западноевропейских произведений XVI–XIX веков, а также изделиями народных промыслов и фарфором — саксонскими безделушками XVIII века, легендарным Веджвудом... Краткое перечисление убеждает: рязанцы явно скромничают. Подобным разнообразием не может похвастаться даже знаменитая Третьяковка.