21.07.2012
В 1638 году русский посол привез от монгольского хана государю Московскому Михаилу Федоровичу в подарок четыре пуда чая. Напиток восприняли без восторга: терпкий, горький, да и прибыл с Востока — источника постоянных бед. И только в начале XVIII века чай входит в русский быт, само чаепитие становится не просто утолением жажды, а неким общественным явлением. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела, заключали торговые сделки и брачные союзы.
Постепенно русское чаепитие превратилось в некую процедуру, неотъемлемую от русского характера. Традиция предполагала возможность испить чаю в приятной компании за душевной беседой, которая могла растянуться на несколько часов. А это, как известно, наилучший способ усвоения пищи — неторопливый да еще и с приятными эмоциями. «Приедет ли, бывало, кто из уезда, зайдет ли вечером гость ближний — и сразу же: «Самоварчик?». И уж пыхтит на столе, как символ гостеприимства, домашнее желтобрюхое божество, и угощенье на скатерти…». А Петр Столыпин и вовсе назвал самовар «душой России».
Вот эту «душу» или «желтобрюхое божество» — как больше кому нравится — можно воочию увидеть в раритетных экземплярах уникальной коллекции русских самоваров, выставленной в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Коллекция собрана тремя поколениями петербургской семьи Лобановых и является единственным частным российским собранием, удостоенным отдельной выставки в Государственном Эрмитаже. По словам нынешнего владельца коллекции Алексея Лобанова, как устройство для нагревания самовар использовался издавна, но до сих пор не известно, когда и в каком регионе он появился в России. Первое упоминание самовара датируется 1741 годом. По версии собирателя, самоварное производство зародилось в районе города Олонец и уж потом переместилось на Урал, а оттуда по всей России: народ оценил преимущество самовара — не надо топить печь, достаточно стружки, щепы, просто сосновых шишек. А «самоварной столицей» стала Тула.
200 коллекционных самоваров Лобановых — изделия известных мастеров и фабрик-производителей из разных городов и областей России: фабрики Баташовых, Гудкова, Маликова из Тулы, Дубинина из Петербурга, Пеца, Аленчикова и Зимина из Москвы, братьев Пушковых из Ярославской губернии. Их дополняют подносы, посуда для чайного стола, мебель.
Выставка в Царицыно дает редкую возможность взглянуть на прародителей самовара — сбитенник (у него еще нет краника — только носик) и кухню (нет ни того, ни другого), и открыть для себя удивительное многообразие самоварных форм: «ваза» и «кубок», «груша» и «репка», «шар» и «цилиндр», «бочонок» и «рюмка», «паровоз» и «юрта». Здесь же дорожные самовары-кофейники, а также бульотки (от французского «горелка» — близкая родственница русского самовара, по сути небольшого размера чайник, установленный на спиртовке, позволяющей вскипятить воду). В производстве самоваров использовались как традиционные медь и латунь, так и элитные материалы — бронза, накладное серебро. Применявшиеся техники — литье, чеканка, выколотка, гравировка.
Самые раритетные самовары не те, что с медалями, а относящиеся к XVIII веку. Они сохранились в минимальных количествах по причине их переработки в следующие изделия. А что касается медалей, как выяснилось, чем меньше их на изделии — тем лучше. Медалью в конце XIX века помечалось изделие, удостоенное приза на промышленной выставке. Производители сбросились и выкупили право ставить медали на все серийные изделия за 1 миллион рублей. Нехитрый маркетинговый ход принес им многократное увеличение сбыта, и миллион окупился за год. Поэтому количество медалей с тех пор свидетельствовало отнюдь не о качестве изделия, а о сроке выпуска: чем больше медалей — тем позже самовар сделан...
Один из экспонатов коллекции принадлежал герою Отечественной войны 1812 года Денису Давыдову, из другого чаевничала актриса Вера Комиссаржевская, третий имел отношение к председателю Временного правительства Александру Керенскому. Несомненный интерес вызовет очень помпезный, перегруженный деталями экземпляр, выполненный по заказу Александра III для вручения в качестве подарка императору Японии. Русский самовар уже тогда котировался в качестве сувенира. Презент должен был вручить цесаревич Николай Александрович во время путешествия на Восток в 1890 –1891 годах. Но не успел: именно в Японии на наследника русского престола было совершено вероломное покушение. Николай был немедленно отозван домой, и самовар вернулся вместе с ним на родину.
Вторая часть проекта «За чайным столом» — выставка «Птица Гжели» — представляет произведения гжельских художников из частного собрания протоиерея Алексея Потокина. 140 предметов: заварочные чайники, сахарницы, декоративные вазы, блюда и тарелки, кувшины и кумганы, квасники, штофы и шкатулки, декоративные панно, салатники и много чего еще для украшения стола.