Итальянцы из Киева, голландцы из Одессы

Елена ТИТАРЕНКО

22.07.2012

Выставкой «Возвращение «Святого Луки». Западноевропейская живопись VI–XVIII веков из музеев Украины» ГМИИ имени Пушкина напомнил о том, какие сокровища хранятся на просторах бывшего СССР.

Два здания ГМИИ еще не перестали служить «Воображаемым музеем», тогда как в третьем, в Отделе личных коллекций, развернут гранд-парад европейской живописи из музеев Украины. Командует парадом киногерой-одессит: в 1965-м «Евангелист Лука» Франса Халса был украден с выставки в ГМИИ, после полугода розысков изображение покровителя живописи едва вернули к жизни.

Старше всех на выставке две иконы VI века: хранящиеся в Киеве «Иоанн Предтеча» и «Богоматерь с младенцем», найденные богословом Порфирием Успенским в монастыре Св. Екатерины на Синае, — из числа самых ранних византийских образов. Сто картин, в том числе кисти Беллини и Маньяско, Рубенса, Йорданса и Тербрюггена, ведут сквозь всю историю итальянской живописи из Венеции XIV века в Рим XVIII, далее во Фландрию и Голландию. Попадаются изысканные образцы испанской, французской и австрийской школ: «Натюрморт с венчиком для шоколада» Хуана де Сурбарана величественно строг, тогда как в «Осаде Намюра» от Жан-Батиста Мартена («Баталиста») сражение уподоблено театральной сцене в изящных декорациях.

Среди множества аллегорических и библейских сюжетов притягивают изображения конкретных людей. Самое знаменитое — портрет папы Пия VI от Помпео Батони, самое репрезентативное — образ последнего короля Речи Посполитой Станислава Понятовского от маститой Виже-Лебрен, а наиболее трогательное — портрет Василия Дарагана в детстве. Племянника морганатического супруга Елизаветы Петровны странствующий немецкий художник написал с атрибутами наук вплоть до глобуса...

Пожалуй, в постсоветской истории не было такого, чтобы девять музеев бывшей братской республики объединил грандиозный проект, задуманный в России. Демонстрация ста произведений европейских мастеров в залах ГМИИ — словно подарок музею-юбиляру. Ведь он не только инициатор проекта, но и в недавнем прошлом — щедрый донатор украинских музеев. Возможно, то была щедрость поневоле, поскольку все жили в одной стране, где и бытие музейной классики регламентировалось волей партаппарата. Но в случае Украины, жестоко разоренной в годы Великой Отечественной войны, безвозвратно потерявшей множество «единиц хранения» госмузеев, грех было не помочь.

Так что выставка получилась не только об искусстве, но и о непростой жизни его хранителей. О традициях благотворительности, о подвигах и порой горьких судьбах собирателей, о том, как создавались частные собрания, а университетские коллекции разрастались до музейного уровня, как после национализации они соединялись в «сокровищницах», непрестанно менявших названия и адреса. Как в процессе перераспределения музейных фондов частные собрания разграблялись, служа источником наживы мелких чиновников и базой распродаж сталинского времени — из киевского музея за бесценок ушел в Европе диптих Лукаса Кранаха Старшего «Адам и Ева».

В годы Первой мировой войны в поисках надежного укрытия коллекционеры обратились в Эрмитаж и Исторический музей, откуда далеко не все вернулось на Украину. А после революции картины переезжали то из Киева в Москву, то из Петербурга в Одессу, но самое ужасное, что очень многие отправились в Германию — их следы потеряны; в огне войн сгорели архивы, а без них можно лишь гадать о судьбе произведений…

Это уже третья выставка из цикла «Под сенью дружных муз…» В момент, когда российская культура все больше проникается воспоминаниями о советском прошлом, идея ГМИИ представлять музеи ближнего зарубежья отдает ностальгией. Мы вправе странствовать по миру, не в пример жителям СССР, но грустим о той поре, когда эрзацем желанной кругосветки для нас была поездка в Прибалтику или в западноукраинский Львов. Сейчас же редкая птица из России долетит до этих арт-собраний...