06.06.2014
Когда-то они грозили народам, населявшим северную Евразию. Скифы, сарматы, гунны, тюрки — появлявшиеся из ниоткуда степные воины опустошали поселения земледельцев. Кочевники не оставили после себя высокой культуры. Впрочем, много ли нужно тому, у кого вся жизнь в пути? Оружие, седло, котел, фигурка божества или амулет... Археологические находки, а также современные произведения скульптора Даши Намдакова, влюбленного в культуру евразийской степи, представляет выставка «Кочевник. Между небом и землей» в Государственном историческом музее.
В экспозиции древние артефакты изящно рифмуются с современными арт-объектами. Известняковая статуэтка всадника (VII–VIII вв.) перекликается с работой Намдакова «Конь Модэ» (2004). Рядом с золотыми украшениями степняков (массивными серьгами, бусинами и пуговицами) — стенд с ювелирными фантазиями бурятского мастера. В зале можно увидеть найденные в могильниках человеческие кости, полуистлевшие одеяния — халат и сапог... В ответ скульптор лепит жизнеутверждающих полнокровных богинь («Мадонна с птичкой», 2011), изящных зверей («Царица», 2010), красивых женщин («Степная Нефертити», 2001).
Кочевники не оставили поселений: они прошли, как вихрь, однажды исчезнув по воле истории. Но — убеждает выставка, погружающая в контекст нынешней Евразии, — вовсе не бесследно.