Изящные безделушки и крупноформатные шедевры экспозиции «Искусство эпохи модерна» настраивают публику на некоторую легкомысленность восприятия. Между тем здесь ведется серьезный разговор о кризисе жанра и поисках новых путей, которые привели к рождению одного из популярнейших художественных течений.


В двух залах Главного штаба показали начало экспозиции, посвященной искусству эпохи модерна. Предполагается, что таких залов будет пять, они расскажут о различных периодах и направлениях, существующих внутри этого течения. В частности, речь пойдет о стекле той эпохи и о русском модерне. А сейчас можно увидеть предметы, появившиеся в период становления этого стиля и созданные мастерами в последние пятнадцать лет XIX века.

Экспозиция «Искусство эпохи модерна»
Экспозиция «Искусство эпохи модерна»

Первый из двух залов кураторы выставки между собой называют «дипломатическим»: показываемые здесь вещи являются свидетелями развития отношений между Россией и Францией в эпоху двух последних русских императоров. Существовавшие на тот момент союзнические отношения между державами стали не только политическим фактором, но залогом культурного взаимопроникновения двух ведущих европейских цивилизаций. Пример такого рода процесса — выставленные в начале экспозиции дары августейшему российскому семейству: стол с наборной столешницей «Флора Лотарингии» работы Эмиля Галле, его же стеклянные вазы, а также абсолютно роскошная «Нимская ваза», которую в 1888 году выпустили на Севрской мануфактуре. Мастер Орас Бьевиль украсил твердый фарфор по технологии пат-сюр-пат, предусматривающей послойное рельефное декорирование изделия. Лично на меня, признаться, в этой части экспозиции самое сильное впечатление произвели совсем миниатюрные фарфоровые вазы Севрской мануфактуры работы Таксиля Максимина Доата, а также ваза и кувшин из каменной массы парижского мастера Эдмона Лашеналя — абсолютно прекрасные в своем лаконичном совершенстве. Оба мастера проводили эксперименты с глазурями высокого огня (в оригинале grand feu — «большой огонь»), когда фарфор или камень обрамлялись тугоплавким стекловидным покрытием, превращавшим изделия в предмет не столько практического применения, сколько возвышенного любования.

Экспозиция «Искусство эпохи модерна»
Экспозиция «Искусство эпохи модерна»

В этом — вся суть времени. Прекрасная, оптимистическая Belle Epoque просто лучилась довольством и наслаждалась возможностью потреблять все больше достижений промышленного производства, в том числе и в области прикладных изящных искусств. Непрерывно возрастающий комфорт в повседневности тех лет, новая эстетика, даже, если хотите, атмосфера неги и утонченного восторга по поводу самого факта обладания превосходнейшими роскошными вещицами с повышенными потребительскими характеристиками (простите за канцеляризм), — вот что такое по большому счету ар-нуво, он же модерн в летописи мирового искусства. Неудивительно, что этот стиль — с такими-то витальными характеристиками — до сих пор крайне популярен: «Посмотрите, сколько нас!» — удивлялись коллеги на пресс-показе, собравшиеся в таком количестве, как мало когда еще.

Экспозиция «Искусство эпохи модерна»
Экспозиция «Искусство эпохи модерна»

Между тем появлению модерна предшествовала самая настоящая производственная драма, если не сказать трагедия. Центров изящного производства во второй половине XIX века было два — Англия и Франция. И там и там работали мануфактуры, обеспечивавшие предметами роскоши привилегированные слои большинства стран. Франция жила и работала относительно спокойно, а вот к английскому производству кризис подкрался незаметно: объем заказов возрастал, по мере экономического развития становилось больше клиентов, которые жаждали получать все больше красоты и роскоши. Производство откликалось на эти запросы охотно. Так, что в конце концов экономическая эффективность и организация технологических процессов, основанная на разделении труда, стали угрожать самому предмету потребления: продукция становилась выхолощенной и обезличенной. Говоря по-современному — едва ли не штампованной (не совсем в нынешнем понимании, но все-таки). Такое положение дел абсолютно не устроило английского теоретика искусства и художника Уильяма Морриса, которого мы можем числить среди отцов модерна. Его фирма объединила ведущих мастеров искусства, ориентированных на возрождение средневековых ремесленных традиций и подлинно ручного производства. Одним из центральных экспонатов экспозиции стала внушительных габаритов шпалера «Поклонение волхвов», выполненная по картону художника Эдварда Бёрн-Джонса на мануфактуре «Уильям Моррис и Ко» в 1902 году. Эту поразительную вещь непременно нужно увидеть собственными глазами.

Экспозиция «Искусство эпохи модерна»

В соседней витрине разместилась коллекция английской и французской керамики. Коллекция небольшая, а удивление рождает огромное. Первым делом взгляд упирается в кокетливую жабку на трех лапках — эта облитая желтой глазурью майоликовая жардиньерка, изготовленная в английском Лидсе, сразу отсылает воспоминания к знаменитым культовым статуэткам Японии и Китая. Стаффордширская мануфактура «Джеймс Макинтайр и Ко» представлена роскошной триадой — вазами и кувшином из каменной массы с флоральным декором работы дизайнера Уильяма Муркрофта. Здесь вызывает отдельное восхищение рельефный декор ангобом — жидкой цветной глиной, которая может быть как матовой, так и глянцевой при высокотемпературном обжиге. Этот же прием можно видеть и на втором для меня центре притяжения в экспозиции, парных вазах с изображениями фантастических грибов авторства того же Уильяма Муркрофта. Плывущие, текущие формы этих каменных шедевров завораживают — как и приглушенные цвета, с которыми наверняка было трудно работать.

Экспозиция «Искусство эпохи модерна» 
Старший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа Елена Анисимова разделила мой восторг экспонатом:

— Здесь эмаль особого полива, а художник явно экспериментировал с красками. Да и сюжет, честно скажу, в принципе редкий в искусстве: он появляется где-то в середине XIX века, вместе с приключенческими романами наподобие Жюля Верна. Именно тогда начинается разговор о фантастических грибах. В европейской культуре гриб связан с эльфами, причем это часто негативное, мифологическое явление. Вся керамика, которую вы здесь видите, на самом деле эксперимент. Это поливы эмали — знаменитейшая технология, которая была представлена в Стаффордшире. Показана французская керамика, которая очень напоминает работы мастеров Дальнего Востока. Вы первые зрители этой группы. На этикетках стоят даты поступления предметов, на что посетители редко обращают внимание. Это 2016 год — коллекция собиралась десять лет. Совершенно новое собрание, которое очень хорошо корреспондирует со шпалерой Морриса, это Arts & Crafts («Искусство и ремесла» — английское художественное течение рубежа XIX–XX веков, ставящее в центр ручное производство предметов декоративно-прикладного искусства. — «Культура».). Упадок того времени требовал новых идей и вдохновения. Отсюда Моррис, его игра в готику. Позже к готике присоединился и Восток: получился клубок интересных течений.

Экспозиция «Искусство эпохи модерна»
Экспозиция «Искусство эпохи модерна»

После восторга, полученного в результате любования фантастическими грибами, посетителей ждет еще одна радость: вдумчивое рассматривание французских стеклянных ваз, а также всяких приятных мелочей от знаменитого ювелира Рене Жюля Лалика, — броши «Цветы в вазе» из стекла и латуни, чеканного гребня из рога, золота и серебра, а также цепочки с подвеской в виде тотемных для эпохи модерна золотых стрекоз, облитых эмалью и обсыпанных аквамаринами, бриллиантами и алмазами. Не пропустите за всем этим легкомысленным великолепием скромную и изящнейшую серебряную коробочку с золочением, произведенную на московской фабрике Григория Михайловича Сбитнева в конце 1900-х годов — как свидетельство, что и мы на ниве модерна хоть чем-то, да могли удивить и порадовать покупателей. Спустя всего несколько лет России стало совсем не до того. Но это уже совсем другая история.

Экспозиция «Искусство эпохи модерна»

Все фотографии: Евгений Хакназаров