Тройка, семерка, туз: Третьяковка отмечает 100-летие Владимира Немухина

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

24.11.2025

Тройка, семерка, туз: Третьяковка отмечает 100-летие Владимира Немухина
Выставка на Крымском Валу пунктиром очерчивает путь известного художника-нонконформиста, а заодно представляет работы его круга — от Кропивницкого до Соостера.

Советское неофициальное искусство, казалось бы, явление относительно недавнее. Бульдозерная выставка, квартирные показы, первая персоналка Анатолия Зверева, триумфальный аукцион Sotheby’s 1988 года в Москве, когда мир узнал о художниках-нонконформистах — все на расстоянии вытянутой руки. Но вот промелькнуло время, и мы незаметно оказались в 20-х годах XXI века, и потянулась череда столетних юбилеев. Круглые даты недавно отметили Владимир Вейсберг, автор «белого на белом», и Юло Соостер — неуловимо иностранный во всем, и в творчестве, и в жизни. И если Вейсберга удостоили выставки в Пушкинском музее, то о Соостере никто толком не вспомнил — возможно, потому, что большая часть наследия хранится на его родине, в Эстонии. Приближаются и другие юбилеи — Лидии Мастерковой, Михаила Шварцмана, Оскара Рабина. А пока 100-летие отмечает Владимир Немухин (1925—2016): по этому поводу в Новой Третьяковке открылась выставка «Игра в абстракцию». Она получилась камерной — всего один зал, хоть и заполненный до отказа. В небольшое пространство вместилось более 70 работ, часть из которых подарены художником Третьяковской галерее. Причем зрителям показывают не только графику, живопись, скульптуры Немухина, но и собранные им произведения друзей и коллег.

Выставка «Владимир Немухин. Игра в абстракцию»
Выставка «Владимир Немухин. Игра в абстракцию»

Именно с них начинается осмотр. В основном это представители «Лианозовской группы»: от лидера, Евгения Кропивницкого, до Николая Вечтомова и того же Соостера. Впрочем, «лидер» в данном случае — слово не совсем верное. Живший в подмосковном бараке, в ужасающих условиях, Кропивницкий — «дед», как уважительно называл его молодой Эдуард Лимонов — был скорее философом, созерцателем, предпочитавшим откровенному диссидентству тихую внутреннюю эмиграцию. К нему тянулись художники и поэты, умевшие разглядеть что-то важное за грубым советским бытом. Именно с «лианозовцами» в 1950-е сблизился Немухин. Он вспоминал: «Мы часто собирались, в основном на квартире у Оскара Рабина, показывали свои работы, обсуждали их, выпивали. Из таких вот сборищ все и вышло — то, что потом было названо «вторым русским авангардом»... Но в творчестве каждый шел своим путем».

Выставка «Владимир Немухин. Игра в абстракцию»

Впрочем, на многих повлияло одно и то же событие: Всемирный фестиваль молодежи и студентов, проходивший в Москве в 1957-м, а точнее — выставка современного искусства в Парке культуры им. Горького. Совершенно потрясенные, наши художники пытались переосмыслить западный опыт. Владимир Немухин вспоминал: «Это был настоящий шок, но шок длительный, после которого мы окончательно прозрели. Вот так оно и пошло — начавшись с мучительного переваривания, с отказа от старых представлений». Сам он поначалу пришел к абстракции, а затем, уже в середине 1960-х, сделал следующий шаг — «открыл для себя возможности игральных карт»: «…они были ни на что не похожим, особого рода полиграфическим изделием». Немухин, правда, признавался, что видел в картах «не вещь из ряда вещей», а «художественную идею», и стремился «осмыслить ее пластическую природу и метафизическую сущность». А еще утверждал: «…у меня… была глубоко личная проблема, связанная с портретным жанром: по причинам необъяснимого, иррационального свойства я не мог себя заставить деформировать лицо живого человека, то есть... к экспериментированию живописное конструирование, основанное на видоизменении живой модели, являлось для меня неким табу».

Выставка «Владимир Немухин. Игра в абстракцию»
Выставка «Владимир Немухин. Игра в абстракцию»

На выставке в Новой Третьяковке можно увидеть множество вариаций на тему игральных карт. Иногда автор выходит за плоскость холста и создает ассамбляжи, а затем снова возвращается в формат 2D и пишет супрематические композиции. Карты — еще и оммаж русскому авангарду: тому же «Бубновому валету». Юный Немухин узнал о них от художника Петра Соколова, учившегося у самого Машкова: «Соколов мне стал показывать папки своего «музея» с репродукциями и пытался объяснить значение кубизма, импрессионизма, футуризма, конструктивизма. На меня это подействовало ошеломляюще... Благодаря Соколову я также представлял себе, пусть в общих чертах, что из себя являл первый русский авангард. А ведь о нем тогда молодое поколение и слыхом не слыхивало!» Своему наставнику Немухин посвятил скульптуру, тоже представленную на выставке. Составленная из строгих геометрических фигур — куба, пирамиды, тонких, словно колонны, цилиндров — она напоминает о ранних конструктивистских работах Соколова, многие из которых тот впоследствии уничтожил: опыт 1930-х оказался слишком пугающим. В экспозиции есть и другие скульптуры Немухина, и если «Посвящение Вейсбергу» — с «колоннами» цвета слоновой кости — не требует отдельной расшифровки, то ситуация с «Посвящением художнику В. Яковлеву» сложнее. Казалось бы, в нанизанных на куб полусферах нет ничего от его пронзительной живописи. И все же контуры созданной Немухиным фигуры напоминают одинокие яковлевские цветы. Сам Немухин считал Яковлева и Вейсберга, как, впрочем, и Анатолия Зверева, гениальными шизофрениками, которые «утвердили в «здоровом» советском обществе право на болезнь как способ постижения бытия»: «Каждый из них по-своему и абсолютно неповторимо явил удивительные примеры целостного видения мира, ту самую «мудрую детскость», которая всегда есть торжество «внутреннего человека», постоянный укор человеку «внешнему».

Выставка «Владимир Немухин. Игра в абстракцию»
Выставка «Владимир Немухин. Игра в абстракцию»

Владимир Немухин был художником другого склада, хотя для советского официального искусства тоже посторонним. И судьба его сложилась иначе. После многих лет неизвестности были годы, проведенные за границей, признание на родине, возвращение в Москву... Но хочется верить, что следующий, пусть не такой «круглый» юбилей этого тихого, не скандального художника прозвучит все-таки громче.

Выставка работает до 9 марта 2026


Все фотографии: Сергей Киселев/АГН «Москва»