Ксения ВОРОТЫНЦЕВА
05.11.2025
Авангард, русская классика и сокровища российских императоров — в последний месяц осени музеи предлагают выставки на любой вкус.
«Татлин. Конструкция мира»
Москва, Центр «Зотов». С 22 ноября по 22 марта 2026
«Татлин, тайновидец лопастей / И винта певец суровый, / Из отряда солнцеловов», — писал о нем Велимир Хлебников. Визионер, изобретатель, автор удивительного — но так и не взлетевшего — «Летатлина» и другой не менее причудливой конструкции — знаменитого Памятника III Интернационалу, Татлин обладал безграничным воображением. Но при этом был очень одиноким, особенно в конце жизни: искусственно вытесненный на задворки художественного процесса и остро это переживавший. Ему не везло с выставками: единственный прижизненный смотр прошел в 1932 году, на излете конструктивизма. Нынешний проект, посвященный 140-летию художника, анонсирован как первая выставка Татлина за 30 лет. Зрителям покажут более 220 работ, отражающих эволюцию его творчества: от ранних новаторских вещей до поздних, уже лишенных авангардного запала. Многих наверняка привлечет тот самый «Летатлин»: сохранился всего один орнитопер из трех, сконструированных художником. Несколько лет назад он был отреставрирован в Третьяковской галерее, после чего вернулся на место постоянной прописки — в Центральный музей военно-воздушных сил в Монино. Ради выставки его временно переместят в Центр «Зотов».
Владимир Татлин. «Модель проекта Памятника III Интернационалу» (1920). Реконструкция 1987–1991/предоставлено пресс-службой Центра «Зотов»
«Поленов и ученики»
Суздаль, Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник. С 8 ноября по 15 марта 2026
В прошлом году мир отмечал 180-летие со дня рождения Василия Поленова. Масштабный проект «Поленов и ученики» — главное событие осенне-зимнего сезона 2025/2026 Владимиро-Суздальского музея-заповедника — вероятно, подведет черту под этим юбилеем. Одним из кураторов выступит Наталья Поленова, директор Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова. Творчество ее великого прадеда обещают представить через несколько ключевых образов. Например, образ пути на картинах, запечатлевших среднюю полосу России. Или образ русской усадьбы: речь прежде всего о знаменитом «Бабушкином саде» Поленова, реквиеме по исчезающему старому укладу. Но главный акцент обещают сделать на Поленове-наставнике, ведь он воспитал целую плеяду учеников: от Исаака Левитана и Константина Коровина до Абрама Архипова и Александра Головина. Многие впоследствии вспоминали о нем с большой теплотой. Коровин, например, писал: «Какой скромной души был этот прекрасный художник! Как он любил нас, Левитана, меня и Ф.И. Шаляпина, для которого рисовал костюм Мефистофеля. Он говорил мне, что хочет написать земную жизнь Христа. «Ничто меня так не поражает, — говорил он, — как образ Спасителя». Этот замысел Поленов, как известно, осуществил: работы, связанные с евангельской темой, тоже будут показаны на выставке.
Константин Коровин. «Мальвы в Саратовской губернии» (1889)/предоставлено пресс-службой Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника
«Сокровища императорских резиденций. Царское Село»
Москва, Государственный исторический музей. С 19 ноября по 13 апреля 2026
Исторический музей взял за традицию показывать у себя лучшие экспонаты известных музеев. В 2023–2024 годах, например, в ГИМе «гостил» Петергоф, а теперь пришла очередь другой императорской резиденции — Царского Села. Многих зрителей наверняка привлечет упоминание легендарной Янтарной комнаты — бесследно исчезнувшей в годы Великой Отечественной и впоследствии восстановленной нашими реставраторами. От оригинальной обстановки остались лишь отдельные предметы: их счастливым образом успели увезти в эвакуацию до прихода немцев. Эти раритеты обычно хранятся в фондах Царского Села, но у посетителей нынешней выставки будет шанс полюбоваться на них.
Еще одной «приманкой» станет знаменитый Нарышкинский клад, обнаруженный в 2009 году в Петербурге, в особняке на улице Чайковского. Старинные сервизы, ювелирные украшения и медали — всего более 2000 предметов искусства — принадлежали последним владельцам дома, покинувшим Россию в 1917-м. В ГИМе обещают показать ту часть ювелирного Нарышкинского клада, которая ранее не демонстрировалась в Москве. А заодно представят живопись, авторскую мебель, коллекции фарфора и стекла, а также личные вещи императоров и императриц.
Секретер настольный. Россия (1862), Государственный музей-заповедник «Царское Село»/предоставлено пресс-службой Государственного исторического музея
«Владимир Немухин. Игра в абстракцию»
Москва, Государственная Третьяковская галерея. С 11 ноября по 9 марта 2026
Владимир Немухин принадлежал ко второй волне русского авангарда и через одно рукопожатие был знаком с представителями первой — Ильей Машковым и Казимиром Малевичем: его учителем оказался хорошо знавший их Петр Соколов. Неудивительно, что Немухин часто обращался к теме игральных карт — оммаж «старшим братьям», а именно — «Бубновому валету». Другим событием, определившим его жизнь, стал Международный фестиваль молодежи и студентов 1957 года: именно здесь ему удалось познакомиться с работами современных западных художников. В итоге Немухин с головой ушел в «неофициальное» искусство и стал участником «Лианозовской группы». Нынешняя выставка в Третьяковской галерее приурочена к 100-летию со дня его рождения. Зрители смогут увидеть произведения всех периодов — от ранних до самых зрелых. А также — впервые — архивные материалы: документы, фотографии и письма.
Владимир Немухин. «Прилуки. В большой комнате» (1956)/предоставлено пресс-службой Государственной Третьяковской галереи
Фотографии: Владимир Татлин (1920), Центральный государственный архив литературы и искусства/предоставлено пресс-службой Государственной Третьяковской галереи и Готфрид Турау. Ларец с фигурой Венеры и Амура на крышке (1705), Государственный музей-заповедник «Царское Село»/предоставлено пресс-службой Государственного исторического музея