Ксения ВОРОТЫНЦЕВА
15.10.2025
Произведения «мирискусников» и художников их круга, собранные Яковом и Александрой Куниными, представят широкой публике в Галерее искусств KGallery в Петербурге.
Яков и Александра Кунины собирали свою коллекцию на рубеже 1910–1920-х. Их ментором и проводником в мир искусства была знаменитая галеристка начала XX века Надежда Добычина, создательница Художественного бюро. Вероятно, благодаря ее содействию, а также вкусу Куниных, собрание получилось представительным: от Бенуа и Серебряковой до Сомова и Добужинского. Выставка в петербургской Галерее искусств KGallery «Последнее закрытое собрание. Коллекция Куниных» впервые представит коллекцию целиком. Накануне открытия, намеченного на 17 октября, «Культура» поговорила с внуком Якова Кунина Юрием Вадимовичем Куниным.
Юрий Кунин/Фото предоставлено Галереей искусств KGallery
— С чего началась коллекция Якова Карповича?
— Появившийся на свет в 1897 году, он был сыном самарского купца первой гильдии: до революции это давало ему право жить вне черты еврейской оседлости. При этом семейное дело по наследству должно было перейти его старшему брату, так что Якову Карповичу нужно было пробиваться самому. После окончания Коммерческого училища в 1912 году он уехал в Петроград. В 1913-м поступил в Институт высших коммерческих знаний, учился с перерывами — время было неспокойное. А потом познакомился со своей первой женой, Александрой Ивановной, в девичестве Домахиной — в очереди за билетами в оперу. Вскоре судьба свела их с известной галеристкой Надеждой Евсеевной Добычиной. Именно она помогла им сформировать коллекцию. До наших дней собрание дошло почти в неизменном виде — 55 художников, и только трое из них не члены и не экспоненты объединения «Мир искусства». Я видел описи личной коллекции Надежды Евсеевны — по составу она близка нашей. В своем бюро Добычина представляла широкий круг художников, в том числе и авангард. Но сама, скорее всего, тяготела к «мирискусникам» и поэтому прививала интерес к ним своим клиентам, имевшим меньше опыта и знаний. Вероятно, она также познакомила Куниных со многими художниками. По крайней мере, в дневниках Александра Бенуа и Константина Сомова встречаются упоминания о Якове Карповиче. Бенуа, например, писал, что был на похоронах Блока, устал и с удовольствием воспользовался предложением Кунина подвезти его на лошади. В другой раз принял приглашение в ложу Куниных, чтобы посмотреть «Пиковую даму» в Мариинском театре, — в тот день у него не было своего места. А однажды, наоборот, позвал Якова Карповича и Александру Ивановну в свою ложу, где была также Добычина; Кунины, писал Бенуа, принесли конфеты.
Александр Бенуа. «Петрушка». 1911/Фото предоставлено Галереей искусств KGallery
— Коллекция была собрана за четыре года?
— Да, с 1918-го по 1922-й. В 1919-м Яков Карпович был еще студентом третьего курса. Потом начал работать в транспортной организации, занимался перевозками. И где-то заразился тифом. Долго болел и в итоге вынужден был сменить работу — поэтому в 1922 году его материальное положение изменилось. Но главное — тиф унес жизнь Александры Ивановны: это стало для Якова Карповича страшным ударом. После ее смерти он приобрел лишь несколько вещей — например, в 1925 году купил ее портрет кисти Сергея Чехонина. На картине она изображена топлес: вероятно, поэтому Кунины не приобрели работу сразу после создания. В 1927-м дед женился на моей бабушке, выпускнице военно-медицинской академии. И после этого купил буквально несколько картин.
Лев Бакст. «Париж». 1900-е/Фото предоставлено Галереей искусств KGallery
— Расскажите о составе коллекции.
— Всего в собрании около 230 произведений. Это работы Александра Николаевича Бенуа, его сына Николая Александровича Бенуа, Зинаиды Серебряковой, Евгения Лансере. А также Сомова, Добужинского, Петрова-Водкина, Кустодиева, Головина, Бакста, Остроумовой-Лебедевой, Рериха, Сапунова, Судейкина, Григорьева, Браза, Анненкова, Альтмана, Анисфельда, Сарьяна, Коровина, Врубеля, Нарбута и других. Пейзажи, натюрморты, портреты, книжные и журнальные иллюстрации. Но самый большой блок — театральные декорации и костюмы Александра Бенуа.
— Это правда, что Зинаида Серебрякова подарила Якову Карповичу автопортрет?
— Да. После революции Зинаида Евгеньевна оказалась в очень трудном положении. Сначала от сыпного тифа скончался ее муж. Затем было разграблено и сожжено их имение Нескучное. Серебрякова осталась одна с четырьмя детьми и больной матерью. В декабре 1920 года они перебрались из Харькова в Петроград, однако и там жизнь была тяжелой: холодно, подвоз продуктов в город затруднен. Анна Остроумова-Лебедева вспоминала, что питались очень скудно, а главное — не было дров. При минусовой температуре дома быстро вымерзали. В это сложное время дед заказал Серебряковой портрет Александры Ивановны — картину можно будет увидеть на нашей выставке. В одном из писем матери художницы Екатерины Николаевны есть такие слова: «Зинкино счастье, что она портретистка. Находятся же такие дамочки, которые хотят иметь свой акварельный портрет и платят за него по 200 тысяч». В общем, Серебрякова выполнила заказ и написала портрет. А потом дед подарил ей небольшой воз дров. В качестве ответного жеста Зинаида Евгеньевна преподнесла ему «Автопортрет в красном». Фон картины довольно темный, мрачный — в духе настроений тех трудных лет. Еще у нас сохранилась карандашная записка Серебряковой: «Многоуважаемый Яков Карпович. Вы слишком добры к нам. Спасибо страшное за дрова, мы тронуты Вашим вниманием и добротой. Мой сердечный привет Александре Ивановне, спасибо тысячу раз Вам обоим. Уважающая Вас и благодарная Вам З. Серебрякова».
Борис Кустодиев. «Плакат к детскому утреннику». 1913/Фото предоставлено Галереей искусств KGallery
— Как коллекции удалось пережить блокаду?
— Когда город оказался под угрозой захвата, моего отца отправили в эвакуацию — к родственникам в Свердловск. Бабушка с дедушкой остались в Ленинграде. Оба работали: дед — в транспортной организации, участвовал в создании Дороги жизни. Бабушка была врачом в детской больнице. Жили на улице Воинова — нынешней Шпалерной. В начале блокады этажом выше случился пожар из-за зажигательной бомбы. Его удалось потушить: вода в то время еще была. Потом бомбы и снаряды упали во дворе и на улице неподалеку, из окон повылетали стекла и даже рамы. В итоге квартира стала непригодной для проживания, и бабушка с дедушкой переехали к родственникам. Жили своеобразной коммуной, вчетвером — вместе с художником-графиком Иваном Астаповым, художественным руководителем сатирического листка «Боевой карандаш»: участники этого объединения создавали агитационные литографии, которые расклеивали по городу, на предприятиях. Также с ними проживал сослуживец деда.
Коллекцию перевезли с собой. Поставили картины вдоль стен — чтобы не упали при бомбардировках. Отдавать их на хранение в Русский музей не было смысла. Если бы немцам удалось захватить город, они непременно бы разграбили музеи. А до частной коллекции могли и не добраться. Поэтому картины решили оставить дома. В итоге они пережили блокаду.
Мартирос Сарьян. «В Персии». 1915/Фото предоставлено Галереей искусств KGallery
— Насколько я знаю, за все время коллекция лишилась только одной работы — портрета Надежды Добычиной кисти Константина Сомова. Как это случилось?
— Сейчас мы воспринимаем коллекцию как реликвию: для нас важны не только отдельные произведения, но и она сама как некая целостность, культурная единица. Но дед относился к ней проще — поскольку сам ее собирал. Когда понадобились деньги, чтобы устроить свадьбу моего отца, он продал портрет Добычиной. Однако отдал его не случайному человеку, а сыну Надежды Евсеевны — то есть в хорошие руки. Сегодня портрет находится в собрании KGallery: на время выставки он воссоединится с нашей коллекцией.
Виктор Борисов-Мусатов. «Дафнис и Хлоя». 1901/Фото предоставлено Галереей искусств KGallery
— Расскажите о бытовании коллекции — ее показывали широкому кругу зрителей или только близким друзьям?
— К сожалению, деда я не застал. По воспоминаниям родственников, к нему приходили сослуживцы, например, после демонстраций. Мои родители вели более закрытый образ жизни: коллекцию видели только знакомые и искусствоведы. Тем не менее картины участвовали в выставках. Каждая значимая работа выставлялась примерно по пять раз, то есть у нашего собрания неплохая выставочная история. В 1985–1986 году в ленинградском «Манеже» проходила огромная выставка частных коллекций: мы тогда показали очень много произведений. Правда, об этом мало кто помнит, кроме старшего поколения. Последняя выставка, в которой мы участвовали, — ретроспектива Бориса Григорьева в Русском музее в 2011-м. С тех пор тоже уже прошло 14 лет. Три года назад мы с сестрой приняли управление коллекцией. Мы намерены сделать все, чтобы коллекция сохранилась в своем неизменном виде на нашем жизненном горизонте, а также участвовать в выставках.
С 17 октября по 8 марта 2026
Фотографии: Борис Кустодиев. «Плакат к детскому утреннику». 1913 (анонс) и Зинаида Серебрякова. «Автопортрет (автопортрет в красном)». 1921/Фотографии предоставлены Галереей искусств KGallery