Как хочется вернуться в Городок: открылся музей, посвященный Масловке

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

24.09.2025

Как хочется вернуться в Городок: открылся музей, посвященный Масловке
На прошлой неделе в Москве распахнул двери новый музей, рассказывающий о легендарной арт-коммуне, созданной в 1920–1930-е.

Проходишь в арку дома номер три на улице Верхняя Масловка, увешенного мемориальными табличками, поворачиваешь направо и оказываешься перед солидной дверью. Именно здесь, в помещении бывшего детского сада для детей художников, находится Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников».

Василий Демин
Василий Демин. Фото: Лиза Бузова/предоставлено Музейным центром «Масловка. Городок художников»

Сложное ли дело — открыть музей? Василий Демин — доктор наук, профессор и бизнесмен — прошел этот путь, казалось бы, на удивление быстро. Весной 2024-го он выпустил увесистый альбом «Масловка. «Городок художников» — с воспоминаниями обитателей «советского Монмартра». И всего через полтора года создал новую институцию, пригласив научным консультантом искусствоведа Кирилла Светлякова из Третьяковки.

Впрочем, на самом деле, к музею Демин пришел постепенно. Около 15 лет назад он переехал на Масловку и неожиданно для себя оказался в эпицентре истории советского изобразительного искусства. Многие художники, составившие славу этого места, или их родственники были еще живы. По соседству, на той же лестничной площадке, находилась квартира Аминадава Каневского, создателя Мурзилки: ее занимал сын Владимир, известный карикатурист. Через стенку жил легендарный Гелий Коржев. Постепенно Демин подружился с художниками — даже с нелюдимым Коржевым, начал приходить к ним в мастерские, покупать картины. Масловка долгие годы считалась закрытым, элитарным сообществом, и хотя к 2000-м слава ее потускнела, стать своим здесь все равно нелегко. Автору этих строк Василий рассказывал, что Виктора Иванова — недавно отметившего 101-летие — упрекали: мол, «пришел из новых», хотя он прожил на Масловке половину жизни. Но Демину, кажется, удалось прижиться. И через открытие музея — выразить уважение к месту, связанному с именами Александра Лабаса, Владимира Татлина, Сергея Лучишкина, Юрия Пименова, Аркадия Пластова и многих других: всего здесь работало около 1300 художников.

Выставка «(Не)видимый Город М.»
Фото: Сергей Ведяшкин/АГН «Москва»

Первым проектом Научно-музейного центра стала выставка «(Не)видимый Город М.». Масловка и правда была своеобразным городом в городе — квартал в пять домов, окруженный на первых порах малоэтажной деревянной застройкой. Утопическая идея советской власти — собрать лучших художников в одном месте и дать им квартиры и мастерские — с одной стороны, мобилизовала творческие силы. Чувство локтя и дружеская критика, как, впрочем, и одобрение товарищей неплохо мотивировали «масловцев». С другой, все это обернулось борьбой за жилплощадь: многим хотелось жить в домах, спроектированных с учетом потребностей художников. Например, мастерские скульпторов находились на первом этаже, имелись также подвалы для глины. Как в большой коммунальной квартире, здесь ссорились и мирились, влюблялись, расставались и, конечно, работали. И порой создавали целые творческие династии.

Выставка «(Не)видимый Город М.»
Фото: Сергей Ведяшкин/АГН «Москва»

Представитель одной из них — фотограф Владимир Клавихо-Телепнев, чьи работы с ретро-оммажами близки пикториализму. Его дедушка и бабушка были художниками, а сам он родился и вырос на Масловке. Именно поэтому на выставке — состоящей в основном из живописи и графики — можно увидеть его снимок: в разделе, посвященном детству. Портрет («Ниночка». Серия «Сталинский ампир») исполнен в стилистике Клавихо-Теплепнева, с чуть декадентскими обертонами. Впрочем, как признался журналистам Кирилл Светляков, создавать благостный образ детства организаторы не собирались: «Это непростой раздел для восприятия. От него ожидаешь чего-то другого, но ведь на Масловке аккумулируются разные мифы и страхи». В общем, это все-таки детство, но глазами не взрослых, а ребенка — верящего, например, в «черную Масловку» — в духе страшилок про «темную-темную комнату».

Выставка «(Не)видимый Город М.»
Фото: Алексей Народницкий/предоставлено Музейным центром «Масловка. Городок художников»

На выставке есть и раздел «Комната призраков», связанный с темными закоулками души художника. Здесь можно увидеть работу Юрия Пименова «Ночные телефоны» — пронизанную одиночеством и напоминающую творения Эдварда Хоппера. Рядом — большой холст Гелия Коржева «Пивная», изображающий ненавистную художнику «Радимовку»: так называли домик с вывеской «Пиво-воды», притягивавший масловцев, как магнит. Павел Радимов однажды устроил там «персональную выставку для «пьяниц» нашего района», вспоминала художница Татьяна Хвостенко: вот «народное» название и прижилось. На стене висит небольшой натюрморт Людмилы Адамович, изображающий смятую репродукцию Гогена. Кирилл Светляков рассказал журналистам: «Она была начинающей художницей и написала эту работу в эвакуации. А в 1948 году покончила с собой на волне кампании по борьбе с формализмом — когда закрыли Государственный музей нового западного искусства и Гоген оказался никому не нужен. Этот натюрморт — практически единственное, что от нее осталось: он был обнаружен в мастерской другого художника, который его сохранил».

Выставка «(Не)видимый Город М.»
Фото: Алексей Народницкий/предоставлено Музейным центром «Масловка. Городок художников»

Впрочем, несмотря на такие вкрапления настроение выставки получилось скорее мажорным. Здесь можно увидеть «Лица Масловки» — портреты обитателей городка и их друзей. Например, Виктора Попкова, никогда не жившего в арт-коммуне, но часто здесь бывавшего: он запечатлен своим другом и наставником Эдуардом Браговским. Или автопортрет «советского импрессиониста» Сергея Герасимова. Огромное изображение Бориса Иогансона (кисти Василия Нечитайло), одного из главных столпов советского искусства, хулигански разместили в помещении бывшего санузла, устроив здесь своеобразную комнату почитания. Мэтр соцреализма облаченный в костюм-тройку, глядит с портрета серьезно и торжественно. «Он был из поколения художников, которые еще держали марку и работали исключительно в пиджаках», — отметил Кирилл Светляков.

Кирилл Святляков
Кирилл Светляков. Фото: Лиза Бузова/предоставлено Музейным центром «Масловка. Городок художников»

Есть в экспозиции и шаржи: на работе Алексея Гапоненко («Жора-Петух») карикатурно изображен художник Георгий Нисский — яхтсмен и бонвиван. На склоне жизни он увлекся алкоголем и завел дружбу с сомнительными личностями. Игорь Грабарь тоже выведен гротескно — но уже Федором Решетниковым, сделавшим скульптуру из гипса. Кстати, по словам Кирилла Светлякова, в нынешних музейных помещениях изначально располагались мастерская и квартира Грабаря. Потом он переехал в высотку на Котельнической набережной, и здесь открыли детский сад для детей художников — просуществовавший вплоть до 2021 года.

Выставка «(Не)видимый Город М.»
Фото: Сергей Ведяшкин/АГН «Москва»

На выставке представлено немало любопытных вещиц, принадлежавших художникам. От трости скульптора Исидора Фрих-Хара — с рукоятью, напоминающей игрушечную лошадку, — до рубашки Макса Бирштейна, разрисованной фломастерами Александром Тышлером. «Программные» работы собраны в «Зале репутаций»: здесь сплошь мастодонты — от Николая Ромадина и Алексея Грицая до Федора Богородского и Татьяны Назаренко. По словам Кирилла Светлякова, выставка составлена из фондов Научно-музейного центра, а также из частных коллекций. Уже весной откроется новый проект: на сезон 2025/2026 запланировано три выставки, одна из которых расскажет о поездках советских художников по миру. Часть пространства обещают оставить под постоянную экспозицию. Кроме того, собираются проводить экскурсии по мастерским — в некоторых, например, в мастерской Андрея Плотнова, писавшего Юрия Гагарина, сохранился дух 60-х. В общем, за Масловку, похоже, можно не беспокоиться — забвение ей теперь вряд ли грозит.

Фотографии: Сергей Ведяшкин/АГН «Москва»

Выставка работает до 7 января 2026 года