От Парижа до Русского Севера: выставка новых поступлений в РГАЛИ

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

04.10.2024

От Парижа до Русского Севера: выставка новых поступлений в РГАЛИ

Вниманию публики представили редкие материалы из архивов Владимира Немухина, Анатолия Эфроса и Эдуарда Тиссэ.

Выставка новых поступлений в РГАЛИ уже стала доброй традицией. Для архива это хороший повод показать, какие документы были обработаны за год. А для зрителей — возможность увидеть редкие материалы, связанные с именами известных писателей, режиссеров, композиторов, художников. Надо сказать, что словосочетание «новые поступления» означает недавно обработанные документы, которые при этом могли быть переданы в РГАЛИ гораздо раньше. Так, например, произошло со статьями и рисунками Владимира Костина, искусствоведа, работавшего редактором плакатной мастерской издательства «Изогиз» и консультантом художественного отдела журнала «Крокодил». Он был еще и художником — подтверждением тому служат небольшие, сделанные углем пейзажи из серии «Русская деревня Загорье у озера Сенеж», показанные на выставке. Здесь же — работы других художников из его собрания: Костин увлекался еще и коллекционированием. В частности, можно увидеть рисунок Татьяны Мавриной, изобразившей всадников, или письма художника Василия Тишина, адресованные неизвестному Василию Георгиевичу. На одном из них отправитель изобразил автопортрет, на другом — лиричный зимний пейзаж. Эти и другие документы из архива Костина были переданы в РГАЛИ его вдовой еще в 1992–1998 годах и терпеливо ждали своего часа: не всегда бывает возможно тотчас же обработать материалы. Зато и радость открытия — в том числе у зрителей — оказывается потом неподдельной.

Всего за истекший год научное описание прошло более 50 тысяч документов. РГАЛИ показывает лишь малую толику сокровищ, выбирая наиболее ценные свидетельства. Экспозиция по традиции состоит из пяти разделов. «Живопись» представляет архив легендарного нонконформиста Владимира Немухина. Как рассказала «Культуре» начальник отдела информации и использования документов Ксения Яковлева, один из кураторов выставки, фонд художника был передан его вдовой, Галиной Алексеевой. В РГАЛИ попали некоторые наброски, переписка, воспоминания, материалы к биографии, два рисунка Анатолия Зверева — один из них, «Автопортрет», представлен на выставке. А вот картины самого Немухина достались Третьяковской галерее.

В разделе «Литература» есть фонды и описи, обработанные впервые, — например, Беллы Ахмадулиной (на выставке можно увидеть фотографию молодой поэтессы), Ильи Эренбурга и Вениамина Каверина. Представлены и дополненные описи уже имеющихся фондов — в частности, поэта Сергея Михалкова: в экспозицию включен рукописный автограф его стихотворения «Дядя Степа». Много материалов из архива писателя Юрия Казакова, автора малой прозы. Критики отмечали музыкальность и поэтичность его языка, получил он и признание за рубежом. В 1967 году переводы его рассказов выпустило известное издательство «Галлимар», оно также присудило ему премию за лучшую книгу на французском языке. Документы Казакова были переданы в РГАЛИ сыном: это варианты известных произведений и наброски незавершенных, переписка — в том числе с Константином Паустовским. На выставке можно увидеть его фотографии, а также дневниковые записи о поездке на рыбную тоню у Вепревского маяка на Белом море в 1958 году. Впервые он попал на Беломорье за два года до этого, в 1956-м, по заданию журнала «Знамя» и совершенно влюбился в Русский Север, куда затем приезжал не раз. Казаков писал: «Я смотрю на эти ослепительные пятна вдали и вверху, одни дающие свет земле и воде, и мне чудится в них что-то непорочно чистое, снежное, как бы Северный полюс, предел всего, что есть на земле, прозрачный солнечный чертог, что-то необыкновенно отдаленное от меня, от моих мыслей и чувств, — то, к чему мне надо идти всю жизнь и чего, может быть, так никогда и не достигнуть».

Нельзя не сказать и об архиве Ильи Зильберштейна — литературоведа, искусствоведа, коллекционера, мужа Натальи Волковой, возглавлявшей РГАЛИ почти 40 лет, с 1963-го по 2001-й. По инициативе Зильберштейна в 1951 году была учреждена научная серия «Литературное наследство», в рамках которой увидели свет многие ранее не изданные материалы по истории русской литературы: Илья Самойлович руководил этим изданием более полувека. Кроме того, он переписывался с представителями русской эмиграции и часто ездил в Париж: его усилиями удалось вернуть в СССР десятки тысяч документов по истории русской культуры, поступившие затем в музеи и архивы, в том числе в РГАЛИ.

Музыкальный мир представлен материалами композитора Анатолия Новикова — автора более 600 песен на слова различных авторов: в том числе таких, как «Смуглянка» и «Эх, дороги…». Есть и документы композитора Михаила Зива — автора музыки более чем к ста фильмам, в частности — ленте Григория Чухрая «Баллада о солдате». Из театральных документов стоит отметить материалы из фонда режиссера Анатолия Эфроса: например, программу поставленного им спектакля «Тартюф» (МХАТ) с автографами коллектива театра, включая Олега Ефремова.

Особая гордость нынешней выставки — документы и личные вещи кинооператора Эдуарда Тиссэ, поступившие в РГАЛИ в 2022–2024 годах. Он был бессменным оператором фильмов Эйзенштейна, сотрудничал с Роммом, Довженко, Александровым. Вместе с Александровым и Эйзенштейном они путешествовали по США, где увлеклись теннисом — о чем свидетельствует копия удостоверения о членстве Тиссэ в теннисном клубе Беверли Хиллз, а также его ракетка. По слухам, она была подарена оператору Уолтом Диснеем: возможно, это просто красивая легенда, однако они действительно общались — что подтверждают совместные фотографии, сделанные в том числе на теннисном корте. А огромный деревянный кофр для киноаппаратуры, в наклейках с названиями зарубежных отелей, наглядно показывает, что операторское искусство в то время требовало не только безупречного мастерства, но и недюжинной силы.

Выставка работает до 8 ноября

Фотографии: Ксения Воротынцева.